Эксплуатационные свойства лесных машин, страница 126

Рисунок 41 - Тормозная диаграмма

2) tз - время запаздывания срабатывания тормозного привода от начала нажатия на тормозную педаль до соприкосновения тормозных колодок с барабанами и (или) дисками, т.е. время перемещения подвижных деталей тормозного привода. Время tз запаздывания в технически исправных тормозных системах составляет: с гидравлическим приводом и дисковыми тормозами tз = 0,05 - 0,07 с, с гидравлическим приводом и барабанными тормозами tз = 0,15 - 0,20 с, с пневматическим приводом - tз = 0,2 - 0,4 с, с пневмогидравлическим - tз - 0,07 - 0,25 с. В течение времени tр + tз транспортное средство движется с начальной скоростью u0 без замедления.

3) tн - время нарастания замедления от нуля до максимального установившегося jзmax. Полагают, что за время tн увеличение тормозной силы и замедления идет по линейному закону при условии максимальной интенсивности нажатия на тормозную педаль. Значения времени нарастания замедления у грузовых автомобилей составляет, по данным ЦНИИЭС, для тормозных систем: с гидравлическим приводом tн = 0,05 - 0,4 с, с пневматическим приводом и массой тягача до 4,5 т tн = 0,15 - 1,2 с, массой тягача свыше 4,5 т - tн = 0,2 - 1,5 с. Верхний предел принимают для поездов с номинальной нагрузкой. В расчетах рекомендуют принимать tн = 0,4 - 0,5 с. За время tн движение машины идет с понижением скорости и средним замедлением jзср = 0,5 jзmax.

4) tп = tз + tн - суммарное время срабатывания тормозного привода. Для новых автомобилей эта величина регламентирована стандартами и не должна превышать  0,6 с. При   этом  время  запаздывания  не  должно  превышать tз < 0,2 с.

5) tт - время движения транспортного средства с максимальным установившимся замедлением jзmax. В действительности, замедление изменяется, т.к. рост температуры при трении в тормозах и скольжении шин по опорной поверхности вызывает изменение коэффициента трения фрикционных пар и коэффициента сцепления. Для упрощения расчетов переменное замедление заменяют средним и считают его установившимся, принимая при этом, что скорость за время tт снижается до нуля по линейному закону. При полной остановке замедление мгновенно уменьшается до нуля.