Эксплуатационные свойства лесных машин, страница 51

Исследованиями Е.А. Чудакова, Г.В. Зимелева и др. установлено, что при классической компоновке ДВС на шасси машины под действием его реактивного (опрокидывающего) момента, являющегося внешним моментом по отношению к осям, происходит перераспределение нормальных реакций между колесами в поперечной плоскости. Абсолютное значение разности реакций на колеса одной оси невелико и обычно не учитывается при анализе эксплуатационных свойств машин.

3.13     Сила сцепления

Величина максимальной тангенциальной реакции Хmax   опорной поверхности ограничена, как ранее отмечалось, максимальным крутящим моментом двигателя. С другой стороны, она ограничена   максимальной силой сцепления, зависящей от физико-механических свойств опорной поверхности, физических и конструктивных параметров движителя, а также величин нормальных реакций, определяемых режимами движения.

Сцепление движителя с твердой опорной поверхностью обусловлено трением скольжения в зоне контакта и в меньшей степени молекулярным взаимодействием  частиц протектора  и   микронеровностями  покрытия. На деформируемой опорной поверхности сцепление определяется сопротивлением сдвигу и внутренним  трением в грунте, зависящих от физико-механических свойств грунта и среднего нормального давления движителя. На малосвязных грунтах сопротивление сдвигу незначительно, и сцепление определяется, в основном, силой  внутреннего трения в грунте.

Отношение максимальной тангенциальной реакции Хmax к нормальной реакции Z опорной поверхности называют коэффициентом jх продольного сцепления движителя с опорной поверхностью.

Условия прямолинейного движения машины без скольжения и буксования движителя можно представить в виде

Хmax=SZвjх ³ SР   илиРj³ SР ,

где SZв - нормальная суммарная реакция опорной поверхности на движитель. Произведение SZв . jх  =Рj   принято называть   тяговой силой по сцеплению;

SР - суммарное сопротивление движению машины (поезда), определяемое уравнением (27) тягового баланса в зависимости от режимов движения и состава поезда.