Эксплуатационные свойства лесных машин, страница 175

Чем равномернее распределение нагрузки по опорной длине гусеничной цепи, тем меньше глубина колеи и тем самым ниже затраты энергии на колееобразование. С этой целью центр давления нагруженной машины стремятся размещать  ближе к  середине  длины  опорной   поверхности гусениц. Существенное влияние на величину давления оказывает отношение числа звеньев на опорной  поверхности к числу опорных катков. При числе последних на одной гусенице свыше семи пиковая неравномерность распределения давления снижается и практически не влияет на глубину колеи.

  Давление по длине и ширине поверхности контакта колес не остается постоянным. Максимальное давление в контакте, в частности тракторов, в 1,7 - 2,5 раза превышает среднее.

По условиям проходимости максимальное давление qmax  не должно превышать предела несущей способности qS опорной поверхности, значения которого приведены в таблице 45. Под несущей способностью грунта или снега понимают нормальное напряжение (сопротивление сжатию от вертикальной нагрузки).

Таблица 45

Тип опорной поверхности

Несущая способность, qS, МПа

 Песчаные дороги без уплотнения подстилающего слоя:

         пески-плывуны

         сыпучие пески и супеси

         супеси

         пылеватые суглинки и супеси

 Суглинки:

         сухие

         при влажности, близкой к пределу текучести

 Глины:

         сухие

         при влажности, близкой к пределу текучести

0,03

0,03 - 0,10

0,15 - 0,40

0,15 - 0,20

0,35 - 0,90

0,05 - 0,09

0,5 - 1,0 и более

0,01 - 0,09

 
На деформируемых грунтах для повышения проходимости площадь опорной поверхности, в частности колесного движителя, может быть увеличена за счет уменьшения давления воздуха рв в шинах, что существенно снижает суммарную силу Рy сопротивления движению. Зависимость Рy=f(рв) изображена на рисунке 59. Каждому типу опорной поверхности соответствует оптимальное минимальное давление рв воздуха в шине. При увеличении давления свыше оптимального увеличиваются и  затраты  энергии на  колееобразование, при уменьшении - на деформацию шины.