Эксплуатационные свойства лесных машин, страница 105

Увеличение QS в диапазоне скоростей от uопт до umin обусловлено ухудшением топливной экономичности ДВС на частичных нагрузочных режимах, а при скоростях свыше uопт - ухудшением экономичности ДВС и увеличением сопротивления движению, в основном, сопротивления воздуха.

Экономичные скорости грузовых автомобилей  относительно невелики и не превышают 30 - 50 км/ч. При выборе скоростей движения учитывают и другие факторы, влияющие на производительность машин и себестоимость работ. Анализ топливных характеристик показывает существенное отставание темпа роста путевого расхода от темпа роста скорости, что в реальных условиях позволяет эксплуатировать, в частности, транспортные машины со средними скоростями, превышающими экономические скорости. Путевой расход топлива при этом несколько увеличивается, но производительность машин растет в значительно большей степени, сокращается время грузоперевозок и в ряде случаев снижается себестоимость транспортных работ.

Поскольку зависимость QS = f(u), изображенная на рисунке 28, в зоне минимального расхода протекает полого, величину Qк контрольного расхода топлива для грузовых автомобилей полной массой свыше 3,5 т определяют при скоростях движения 60 и 80 км/ч.

Если umax < 80 км/ч, то контрольный расход определяют при скоростях 40 и 60 км/ч. Значения контрольного расхода топлива указывают в технической характеристике транспортного средства и используют для косвенной оценки технического состояния последнего и оценки уровня топливной экономичности аналогов.

По топливной характеристике определяют величину эксплуатационного расхода топлива. В западноевропейских странах принято считать, что на дорогах с твердым покрытием средний эксплуатационный расход топлива Qэ примерно на 10 % выше расхода по топливной характеристике установившегося движения при скорости uр = 2/3 umax  для автомобилей с бензиновыми ДВС и uр = 0,75 umax - c дизельными ДВС. Порядок определения эксплуатационного расхода топлива указан на рисунке 29.