Эксплуатационные свойства лесных машин, страница 4


- низшие (из грунтов, укрепленных или улучшенных добавлениями), в т.ч. лежневые (лежневая дорога - участок временной дороги, дорожная одежда  которой выполнена в виде скрепленных между собой поперечных брусьев  (лежней)) для дорог V категории.

Лесные специальные дороги могут иметь все вышеуказанные типы покрытий.

В зимний период большинство дорог транспортной сети имеют снежный покров (укатанный и рыхлый снег или ледяной покров). Следует учитывать, что при большой интенсивности движения и малом количестве осадков в зимнее время колея на дорогах с твердым покрытием (цементобетонным, асфальтобетонным, гудронированным) быстро освобождается от снега (льда) на сравнительно ровных участках. Спуски и подъемы могут сохранять снежный (ледяной) покров длительное время после очередного снегопада.

Эксплуатация гусеничных машин на дорогах транспортной сети РФ запрещена действующими правилами дорожного движения,  за исключением особых случаев.

Из условий прочности дорожных покрытий и инженерных сооружений на дорогах I-IV категорий допускается эксплуатация колесных машин с максимальной нагрузкой на одиночную ось до 100 кН, на дорогах V категории - до 60 кН. В связи с особенностями конструкции  лесовозных автопоездов на базе тягачей МАЗ, КрАЗ и Урал правила дорожного движения допускают эксплуатацию автопоездов с максимальной осевой нагрузкой, не превышающей установленной заводами-изготовителями.

Силы сопротивления качению и сцепления движителя с опорной поверхностью (покрытием дороги), возникающие при движении машины, зависят от нагрузки на движитель и его элементы, коэффициентов сопротивления качению и сцепления.

Коэффициент сопротивления качению f представляет собой условную количественную характеристику, равную отношению силы сопротивления качению Pf движителя к нормальной реакции Z опорной поверхности.

Значения коэффициента f определяют экспериментальным путем. Испытания проводят в ведомом режиме качения на разных типах покрытий при относительно малых окружных скоростях, в частности, для колес - не более 20-25 км/ч.

             Исследования показывают, что при скоростях движения до 50 км/ч на ровных дорогах c твердым покрытием  f=const. При более высокой скорости необходимо учитывать влияние скорости на коэффициент сопротивления качению. По данным ряда исследований с достаточной степенью точности можно пользоваться зависимостями: