Эксплуатационные свойства лесных машин, страница 113

При трогании с места первичный вал трансмиссии в начальный момент неподвижен (wс = 0) и начинает вращаться, когда момент трения буксующего сцепления достигнет величины приведенного момента всех внешних сил сопротивления Мс при трогании с места. Под действием избыточной разности моментов DМ = Мф - Мс угловая скорость первичного вала возрастает. В момент выравнивания угловых скоростей (wд = wс) буксование сцепления прекращается. Момент трения Мф достигает своего расчетного значения, на этом заканчивается первый период трогания и разгона. Момент трения Мф сцепления в первом периоде является для коленчатого вала двигателя моментом сопротивления Мс , а для первичного вала трансмиссии - ведущим.

Во втором периоде коленчатому валу двигателя и первичному валу трансмиссии сообщаются одинаковые угловые ускорения, зависящие от избыточной разности DМ = Мк - Мс крутящего момента и приведенного момента сопротивления. Сцепление во втором периоде не буксует, поскольку передает крутящий момент  , затрачиваемый на преодоление приведенного момента сопротивления Мс всех внешних сил.

Выразив момент сопротивления через приведенный момент инерции Iс и угловое ускорение eс = eд при отсутствии буксования сцепления, условие трогания и разгона можно представить в виде

                                .

Если пренебречь относительно малыми величинами моментов инерции вращающихся масс трансмиссии, упругостью ее  звеньев, сцепного устройства и движителя, а также буксованием последнего, то приведенный момент инерции Iс, кг . м2, ведомой части, в частности колесной машины, определяется из равенства кинетических энергий реальных и эквивалентных масс

                                 .                                      (109)

Эта зависимость позволяет оценить влияние конструктивных и весовых параметров машины на величину момента инерции ее ведомой части. С уменьшением номера передачи  момент инерции снижается пропорционально квадрату передаточного числа трансмиссии, что облегчает процесс трогания и разгона. Следует заметить, что при малых величинах Iс первый период трогания и разгона порожней машины на низших передачах и твердом дорожном покрытии может заканчиваться до полного включения сцепления.