Эксплуатационные свойства лесных машин, страница 152

Критические статистические углы aк продольной устойчивости по опрокидыванию у гусеничных тракторов с полужесткой подвеской составляют от 35 до 450, с двухопорной балансирной подвеской - от 30 до 350.

Если в условиях эксплуатации критические углы оказываются выше расчетных значений, это не означает аварийного опрокидывания. Повернувшись вокруг наружных кромок опорных поверхностей гусениц, трактор “сядет” на наклонные ветви (передние или задние) гусениц и дальнейший его поворот в продольной плоскости возможен относительно точек касания направляющих или ведущих колес.

Высокие сцепные качества гусеничных машин обеспечивают устойчивость по скольжению (сползанию) не ниже, чем по опрокидыванию.

При движении колесных машин на подъем опрокидывание назад маловероятно, т.к. потере продольной устойчивости предшествует потеря управляемости из-за снижения нормальной реакции Z1 на передних управляемых колесах.

Критический угол потери управляемости aу колесных тракторов оценивают отношением е = Z1 / Z1c динамической и статистической нормальных реакций на передние управляемые колеса. При tgaк > 0,8 величину отношения рекомендуют принимать в пределах е = 0,4 -  0,6. При малых углах aк (tgaк < 0,8) величину угла aу находят из условия, при котором сохраняется удовлетворительная управляемость колесного трактора при Z1 = (0,15 - 0,20)Gт.

Величину углов aу определяют для конкретных машин и заданных условий работы. При определении численных значений угла aу используют метод последовательного подсчета реакций Z1 на управляемых колесах при разных возрастающих значениях угла a продольного уклона, пока Z1 не окажется меньше допустимого минимального предела.

Одним из способов повышения продольной устойчивости и улучшения управляемости тракторов и агрегатов на их базе является навешивание дополнительных грузов на передние колеса или передний бампер. В некоторых случаях используют увеличение продольной базы и (или) снижение центра тяжести за счет уменьшения дорожного просвета при наличии возможных регулировок или заменой шин меньшего диаметра.