Эксплуатационные свойства лесных машин, страница 75

                              Рисунок 18

Из условия обеспечения приемлемых эксплуатационных свойств, необходимого дорожного  просвета и простоты конструкции главной передачи для автомобилей грузоподъемностью (величины массы груза, расположенной на тягаче mгт, т) до 8 т рекомендуют принимать значения uг от 4,5 до 7, грузоподъемностью свыше 8 т - от 7 до 9.

У грузовых автомобилей с классической компоновкой трансмиссии и трехвальными коробками передач часто назначают несколько вариантов  (до четырех у автомобилей семейства КамАЗ) передаточных чисел главной передачи. Автомобили с бóльшими значениями uг  предназначены для эксплуатации в тяжелых дорожных условиях.

Если по результатам расчета uв и подбора uг будет иметь  место неравенство uв ¹ uг , то в трансмиссию вводят дополнительную ступень: понижающую при uв  << uг  или  повышающую при uв >> uг . Тогда передаточное число дополнительной ступени uд = uв / uг , а номинальная скорость движения, км/ч, при наличии этой ступени определяется выражением

                                 .                                (83)

В случае, если uгmin < uв < uгmax , то высшую передачу в коробке выполняют прямой, а номинальную скорость движения на высшей передаче определяют по формуле (83) при uд = 1.

Число промежуточных ступеней зависит от типа трансмиссии, назначения машины, условий эксплуатации и др. факторов и определяется из условия обеспечения оптимальных тягово-скоростных и топливно-экономических показателей.

Из многообразия методик выбора  передаточных чисел промежуточных ступеней для автомобилей принята методика, в основу которой положены наиболее полное использование мощности двигателя при поэтапном разгоне (т.е обеспечение максимальной интенсивности разгона) и возможность длительного движения при повышенном сопротивлении дороги.

Условно принимают, что при наличии ступенчатой трансмиссии для выполнения вышеуказанных требований двигатель на всех передачах должен работать в неизменном диапазоне частот вращения от n1 до n2. Поскольку при отсутствии буксования зависимость υ = f(n)  имеет линейный характер, диаграмма, изображенная на рисунке 19, представляет собой пучок лучей с началом координат (υ = 0; n = 0)  и называется лучевой. Полагая в первом приближении, что в момент переключения передач скорость машины не снижается (υ = const), то после разгона на первой передаче при достижении частоты вращения n2 коленчатого вала происходит переход на вторую передачу при υ = const. Тогда скорость в конце движения на первой передаче без учёта снижения скорости в момент переключения должна быть равна начальной скорости движения на второй передаче,