Эксплуатационные свойства лесных машин, страница 145

Способность машины сохранять заданное направление движения оценивают управляемостью и устойчивостью, которые взаимосвязаны и определяются компоновочными размерами, спецификой систем управления поворотом, типом и характеристиками движителя, подвески, дорожного покрытия или почвенного фона.

Под управляемостью понимают способность машины сохранять заданное направление движения или изменять его под воздействием на органы управления. Под устойчивостью понимают способность машины двигаться или находиться  в неподвижном состоянии без скольжения (сползания) или опрокидывания под воздействием внешних сил.

По ориентации вертикальной оси в продольной и поперечной плоскостях различают продольную и поперечную устойчивость, которые подразделяют на: устойчивость по опрокидыванию, курсовую устойчивость по способности выдерживать направление движения, устойчивость по сцеплению (скольжению или сползанию).

Устойчивость по опрокидыванию зависит от конфигурации опорного контура машины, образованного воображаемыми осями продольного и поперечного опрокидывания и линиями, их соединяющими.  Конфигурация опорного контура может быть постоянной и переменной, в частности, у тягачей с шарнирно-сочлененной рамой, колесных и гусеничных тягачей с балансирной подвеской движителя и седельных тягачей, соединенных с полуприцепами опорно-сцепными устройствами. В таблице 38 приведены приближенные параметры контура опрокидывания одиночных машин с жесткой рамой или остовом.

12.2    Оценочные  показатели

Основными оценочными показателями устойчивости принято считать критические  параметры, при которых машина теряет устойчивость равновесия и движения:

- критические продольные и поперечные углы уклона по опрокидыванию, буксованию и скольжению;

критические скорости по боковому скольжению (заносу) и сползанию, боковому опрокидыванию;

- коэффициент поперечной устойчивости;

- критические скорости по курсовой устойчивости и вилянию прицепного звена на горизонтали. Критическая скорость по вилянию соответствует прямолинейному движению поезда, когда виляние прицепа в поперечной плоскости в каждую сторону превышает 3 % его габаритной ширины.

В Российской Федерации при испытании новых автомобилей используют, кроме указанных выше, оценочные показатели: угол крена, устойчивость по опрокидыванию в баллах, скорость появления курсовых колебаний, скорость начала снижения устойчивости против опрокидывания. Эти показатели определяют на специальных стендах. В некоторых методиках при испы-