Эксплуатационные свойства лесных машин, страница 124

11.1    Тормозные   системы

Торможение предусматривает создание дополнительного сопротивления движению специальными тормозными механизмами. В связи со спецификой тормозных свойств тормозные системы разделяют на основную или рабочую, запасную, вспомогательную и стояночную.

Рабочая тормозная система служит для уменьшения скорости вплоть до полной остановки. У колесных транспортных машин тормозными механизмами этой системы являются встроенные колесные тормоза с различными типами привода и управлением ножной педалью.

Привод рабочей тормозной системы быстроходных колесных машин должен иметь не менее двух независимых контуров. Каждый контур тормозного привода обслуживается самостоятельными секциями общего органа управления (тормозного крана или главного тормозного цилиндра). В зависимости от принципа дублирования контуры могут иметь общие или отдельные исполнительные элементы привода: тормозные камеры или цилиндры для повышения надежности действия и безопасности движения. При отказе одного из контуров остаточная эффективность рабочей тормозной  системы должна составлять не менее 50 % нормативной, а при разрыве сцепки поезда должно обеспечиваться автоматическое торможение прицепного звена. Из условия устойчивости машины или поезда схема тормозного привода, основанная на принципе полного дублирования по осям, является наиболее предпочтительной.

Запасная тормозная система используется для остановки машины при отказе основной системы. У некоторых типов автомобилей функции запасной системы выполняет стояночная.

Вспомогательная моторная или трансмиссионная тормозная система с ручным или автоматическим приводом используется для замедления машины на затяжных спусках во избежание перегрева и отказа основной системы. Известны компрессионные, гидравлические, электрические и комбинированные тормоза-замедлители. На автомобилях МАЗ, КрАЗ, КамАЗ и др. применены тормоза-замедлители компрессионного типа, действие которых основано на создании противодавления в выпускном трубопроводе дросселированием или полным перекрытием проходного сечения. Роль вспомогательной системы может выполнять каждый контур рабочей.

Согласно нормативным документам вспомогательная тормозная система без применения других систем должна обеспечивать скорость 30 ± 2 км/ч на уклоне 7 % протяженностью 6 км для новых автомобилей с полной нагрузкой. Для находящихся в эксплуатации автомобилей при скорости 30 ± 5 км/ч должно обеспечиваться замедление jз: порожних - jз > 0,5 м/с2,  груженых - jз > 0,8 м/с2.