Эксплуатационные свойства лесных машин, страница 177

В механике грунтов удельное сопротивление сдвигу, МПа, определяют по уравнению

                                        t = с + fв q  ,

где с - удельная сила внутреннего сцепления между частицами грунта, МПа;

fв - коэффициент внутреннего трения;

q - давление на грунт, МПа.

Движение машины без интенсивного буксования  возможно, если суммарная сила сопротивления дороги Рy не будет превышать максимальную силу сопротивления грунта сдвигу Т, т.е. Рy < T = t SFк или при Рв = 0

          Ga (fcosa + sina) < SFк (с + fв qmax).10-6 ,     (226)

где SFк - суммарная площадь контакта движителя машины с опорной поверхностью, м2.

Для малосвязных и текучих грунтов сила внутреннего сцепления практически мала по сравнению с силами внутреннего трения. Поэтому условие движения машины по таким грунтам имеет вид

Ga (fcosa + sina) < SFк  fв qmax.10-6.        (227)

Средние значения коэффициента внутреннего трения fв и удельной силы сцепления грунтов в зависимости от влажности W приведены в таблице 47.

Проходимость машины по деформируемым грунтам может быть обеспечена при выполнении условий:

qк (qmax) < qS ;        h < hк ;      Рy < Т.

13.3.2    Проходимость  по  дерновому  покрову

Дерновый покров (дерн) представляет собой верхний слой грунта, заросший травами и переплетенный их корневыми системами, существенно увеличивающими несущую способность грунта. При малой влажности грунта дерн воспринимает до 40% нагрузки, а при полной влагоемкости (заболоченная местность) может воспринимать всю нагрузку.

Если жесткость грунта меньше жесткости шин, то профиль их контактной поверхности близок к дуге окружности. Дерн прогибается без резких перегибов и разрушение его наступает в результате разрыва.