Модели поведения партнеров в процессе функционирования социального института инвестиционной деятельности. Удосконалення системи показників роботи залізничного транспорту в умовах його комерціалізації

Страницы работы

Содержание работы

УДК 330.332:316.394                             МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ

ПАРТНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Лисица Н.М.,

 
 


докт. соц. наук, профессор ХГЭУ

Ястремская Е.Н.,

 
 


канд. экон. наук, доцент ХГЭУ

Достижимость результата инвестиционной деятельности во многом зави­сит от распределения ролей между субъектами инвестиционного рынка. Отно­шения между ними складываются в зависимости от постав­ленных участниками целей взаимодействия, мотивов проявления актив­ности, способов формиро­ва­ния стерео­типов доверия, методов влияния друг на друга и на обобщенного потребителя. При этом типы складываю­щихся взаимоотношений определяются полнотой согласо­ван­ности инте­ре­сов и отношением к общей цели, а именно:

согласованность интересов и одобрение общей цели;

частичное совпадение интересов при доминировании одного из субъек­тов на основании авторитета;

частичное совпадение интересов при доминировании одного из субъектов на основании доступа к большим материальным ресурсам;

паритетные отношения при наличии независимости, с одной стороны, и необ­ходимости поиска компромисса на основе стремления к получению макси­мальной выгоды — с другой;

рассогласованность целей, но вынужденная потребность в поддержа­нии отношений на основе рационального выбора.

Процесс воспроизводства инвестиционных благ, т.е. благ, получен­ных в резуль­тате успешного взаимодействия субъектов инвестиционного рынка, может быть охарактеризован посредством функционирования системы объек­тив­ных отношений между ними, заключающейся в разделении ролей. Сущность выполняе­мых ролей обусловливается системой мотивов поведе­ния субъектов.

Мотив следует определить как стремление удовлетворить потреб­ность. Все разновидности мотивов субъектов инвестиционной деятельности можно свести к следующей классификации:

1) по признаку полноты объявленных условий взаимодействия:

а) денотативные, когда названы только основные условия взаимо­дейст­вия;

б) коннотативные, когда помимо основных условий взаимодействия, каж­дый из партнеров ищет и свои дополнительные выгоды;

2) по признаку прозрачности интересов:

а) явные мотивы, когда не скрывают истинных причин взаимо­дейст­вия;

б) латентные мотивы, когда основные причины взаимного интереса скры­ты, а на поверхности обозначены малозначимые аргументы в пользу совместных действий.

Социально-экономический анализ субъектов инвестиционной деятель­ности указывает, что для того, чтобы взаимодействие было выгодным, всем сторонам необходимо достичь идентичности подхода к принятию решений, интер­прета­ции содержания целей и условий их достижения, восприятия действий в про­цессе взаимодействия, культурных норм и ценностей. Итак, идентичность стано­вится ключевым условием успешных интерактивных дейст­вий субъектов инвестиционного рынка. Однако ложная идентичность — основа для форми­рования латентных мотивов. В таком случае взаимо­дейст­вия субъектов инве­стиционного рынка будут ориентированы на краткосроч­ность, получение одно­сторонних выгод для себя за счет партнера.

Все рассмотренные виды мотивов могут быть объединены в две группы:

формирующие стереотипы (денотативные и явные мотивы);

неформирующие стереотипы (коннотативные, латентные).

Последняя группа мотивов настолько непредсказуемая, насколько разно­образен социально-экономический контекст, в котором они проявля­ются. В то время как первая группа мотивов может быть подверг­нута стереотипизации, что позволяет разработать мероприятия по устранению негативных стереоти­пов, минимизации их последствий или созданию реко­мендаций по использо­ванию стереотипов, позволяющих достичь пози­тивных результатов.

Теория стигмации, разработанная Х.С. Беккером (1963 г.) и получив­шая дальнейшее развитие в работах Эрвина Гоффмана, интерпретирует стереотип как результат объединения восприятия и поведения в конкретных повторяю­щихся ситуациях. Авторы статьи разработали матрицу позитивных стереотипов взаимо­дейст­вия партнеров в процессе принятия решения об участии в инвести­ро­вании (рис. 1), в основу которой были положены вре­менной период инвести­рования (долго- и краткосрочный) и вид поведения и восприятия (типичный, нетипичный).

Кратко­сроч­ный период

Вид модели поведения:

5, 6*

Вид модели поведения:

3

Долго­срочный период

Вид модели поведения:

4, 2

Вид модели поведения:

1, 2

Типичное

пове­дение и восприятие

Нетипичное

пове­де­ние и восприятие

 

* Номера видов моделей поведения указаны в последующем тексте статьи

Рис. 1. Матрица стереотипов поведения партнеров в процессе принятия решения об участии в инвестиционном процессе

Виды моделей разработанной матрицы стереотипов поведения в рамках инвестиционного рынка могут быть следующими:

1) обращение к рационализму с целью достижения компромисса;

Похожие материалы

Информация о работе