Модели поведения партнеров в процессе функционирования социального института инвестиционной деятельности. Удосконалення системи показників роботи залізничного транспорту в умовах його комерціалізації, страница 88

СТАТУСА ПРЕДПРИЯТИЯ

Тридед А.Н.,

 
 


канд. экон. наук, доцент ХГЭУ

Известны разные подходы и к определению понятия, и к оцен­ке конку­рентного статуса предприятия либо фирмы (КСФ).

И. Ансофф [1] тракту­ет понятие конкурентного статуса как позицию фирмы в конку­ренции, как своеобразный измеритель положения фирмы на рынке.

Главной проблемой в определении КСФ становится проблема оценки степени достаточности развития стратегического по­тенциала фирмы и условий внешней среды для создания и поддержания на высоком уровне ее конкурентного преимущества.

Сложность рассматриваемой проблемы состоит в том, что по каждому элементу стратегического потенциала должны быть определены параметры ресур­сов, которые могут обеспечить до­стижение целей фирмы в той или иной фазе (эта­пе) жизненного цикла конкурентных преимуществ предприятия или фирмы (КПФ). Например, необходимо определить, какие параметры оборудования, методы обра­ботки информации, квалификация и специализация работников, характеристики помещений и т. п. позволят обеспечить фирме в фазе зрелости КПФ, реализовать конкурентоспособные идеи, выдвинутые персоналом фирмы в области произ­водства и продвижения обновленного товара на рынок, чтобы предотвратить утра­ту конкурентного преимущества из-за усиления конкурентных позиций соперни­чающей фирмы. Аналогичные характеристики ресурсов нужно определить и по другим элементам стратегического потенциала.

И. Ансофф предлагает фор­мулу для расчета показателя КСФ:

,

где  IF — уровень стратегических капитальных вложений фирмы;

       Ik — критическая точка объема капитальных вложений, находящаяся на грани­це прибылей и убытков и показывающая, что объем капитальных вложений ниже этой точки не приводит к получению дохода;

       Io — точка оптимального объема капитальных вложений, после которой увеличение капитальных вложений приводит к снижению дохода;

       SF, So — соответственно, действующая и "опти­мальная" стратегия фирмы;

       СF, Сo — соответственно, имеющиеся и оптимальные возможности фирмы.

Показатели SF/So и СFo могут оцениваться, по мнению И. Ансоффа, как сред­не­арифметические балльные оценки (по шкале от 0 до 1) степени соответствия факторов действующей стратегии или имеющихся возможностей факторам опти­маль­­ной стратегии или оптимальным возможностям. Для определения факторов стра­тегий и факторов возможностей И. Ансоффом предлагаются наборы типовых факторов и характер их влияния на рост объемов производства и рентабельность фирмы.

Если КСФ = 1, то фирма сможет обеспечить себе исключи­тельно сильный конкурентный статус и будет одной из самых эффективных. Если хотя бы один из показателей, составляющих КСФ, равен нулю, фирма не получит прибыли. Предлагаются следующие градации КСФ:

0 < КСФ £ 0,4 — слабая позиция;

0,5 < КСФ £ 0,7 — средняя позиция;

0,8 < КСФ £ 1,0 — сильная позиция.

Однако сложность этого метода при практическом использовании состоит в том, что значения таких факторов, как IF и Ik, трудно оценить, другие показате­ли (SF/So и СFo) определяются как среднеарифметические балльные оценки, для нахождения которых нужно использовать экспертные методы, связанные также с определенными трудностями (подбором экспертных групп, выбором метода прове­дения экспертизы, степенью согласованности мнений экспертов, методами обра­ботки экспертных оценок).