Модели поведения партнеров в процессе функционирования социального института инвестиционной деятельности. Удосконалення системи показників роботи залізничного транспорту в умовах його комерціалізації, страница 21

В СССР тарифы на основные жилищно-коммунальные услуги характеризова­лись высокой стабильностью. С 1961 по 1991 годы они не менялись вообще. Стабильность не только этих тарифов, но и вообще всех цен в стране достигалась за счет жесткого государственного регулирования всех сфер экономики. Проблема поиска путей снижения себестоимости единицы продукции не стояла так остро, как сегодня, поскольку все цены и тарифы фиксировались в прейскурантах, формиро­вав­шихся под определяющим влиянием тарифов для населения. Убытки от зани­жения цен и тарифов на социально значимые товары и услуги компенсировались предприятиям — производителям данных товаров и услуг — через систему госу­дарст­венных дотаций. Однако, в сущности, эти убытки перекладывались на другие отрасли народного хозяйства и, следовательно, вхо­дили в себестоимость произ­водимых ими товаров и услуг.

Ключевым звеном начавшихся рыночных реформ в Украине стало изменение подходов в ценовой политике. На предприятиях водоснабжения экономические преобразования проявились в отмене государственных дотаций и постепенном доведении тарифов на питьевую воду до экономически обоснованного уровня. Так, в начале реформы ЖКХ население оплачивало 15-20% от экономически обосно­ванного тарифа на воду, сегодня этот показатель колеблется по Украине от 37 до 94%, почти в половине областей тариф на воду для населения ниже себестоимости. Таким образом, формирование тарифов на воду в Украине сегодня происходит, как и в бывшем СССР, под определяющим влиянием поддержания низких тарифов для населения на принципах ценовой дискриминации, то есть услуги водопровода реализуются по тарифам нескольких уровней: населению — самый низкий, потребителям области — по себестоимости, бюджетным организациям — по сред­нему тарифу; хозрасчетным предприятиям — по самым высоким тарифам (диф­ференциация по базовому в Харьковской области предприятию ТПО "Харьков­коммунпромвод"). Однако такая система тарифов не отвечает требованиям рынка: не выполняются принципы самофинансирования и самоокупаемости водопроводов, заложенные как основополагающие в Концепции развития жилищно-коммуналь­ного хозяйства в Украине. Наоборот, к текущему моменту большинство предприя­тий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, дошли до черты, за которой предоставление услуг станет невозможным. Кризисные явления в экономике Украи­ны: спад отечественного производства, низкие доходы населения и сам рост тарифов на услуги — вызвали кризис неплатежей. Так, по состоянию на 01.01.2001 г. сумма долга потребителей за услуги водоснабжения и водопотребле­ния по Харьковской области составила 264,3 млн. грн. В структуре задолженности более 40% долга приходится на население. Из 633062-х личных счетов, по которым предприятия водоснабжения и водоотведения в Харьковской области получают платежи, по 308612-и счетам, или 49%, имелась задолженность за два и более месяца. Испытывая дефицит денежных средств, предприятия водоснабжения не имеют возможности обновлять и ремонтировать основные фонды (износ ОФ по ЖКХ составляет 40-80%); больших усилий стоит поддержание системы водоснаб­же­ния в рабочем состоянии; предприятия сами имеют долги по электроэнергии, сырью и материалам, по заработной плате. На конец 1999 г. из общей протя­женности водопроводных сетей в Украине 33,7% находятся в ветхом и аварийном состоянии. Известно, что зарастание тру­бопро­водов, старение технологического оборудования увеличи­вают удель­ный расход и без того дорогой электроэнергии и, следовательно, приводят к росту самих тарифов. Однако постоянный рост тарифов не может решить финансовые проблемы отрасли, так как зависимость платеже­способ­ности населения от уровня тарифов прямо пропорциональна: с каждым новым ростом тарифов задолженность населения увеличивается. Это тем более важно, что в структуре доходов водопроводов доля денежных поступлений от населения занимает более 50%.