Модели поведения партнеров в процессе функционирования социального института инвестиционной деятельности. Удосконалення системи показників роботи залізничного транспорту в умовах його комерціалізації, страница 63

Под качеством продукции принято понимать соответствие характеристик продукции принятым стандартам. Отсюда качеством процесса можно считать спо­собность технологической линии предприятия обеспечить приемлемое качество продукции. Исходя из содержания понятий качества продукции и процесса, следует остановиться на стандартах качества, которым должны соответствовать как про­дукция, так и процесс. Несмотря на то, что внутренние стандарты предприятия могут быть более жесткими, чем внешние, продукция предприятия получит миро­вое признание только в случае успешной сертификации в соответствии с между­народными стандартами. Общепринятыми международными стандартами явля­ют­ся TQM (тотальное управление качеством) и стандарты Международной организа­ции по стандартизации (серия ISO).

В 2000 году Международной организацией по стандартизации были пере­смотрены стандарты серии ISO 9000 [2, с. 26]. В результате 3 основных стандар­та (9001:1994, 9002:1994, 9003:1994) были объединены в стандарт ISO 9001:2000. Также был разработан стандарт ISO 9004 "Системы управления качеством — руководство по совершенствованию". До разработки новой системы управления качеством адаптируемость к изменениям и удовлетворенность потребителя дости­гались путем использования других подходов, основанных в первую очередь на TQM. В основу обновленной системы ISO 9000:2000 положены 8 основополагающих прин­ципов, которые перекликаются с принципами TQM и призваны гарантировать дости­жение организацией постоянного успеха: ориентацию на клиента, принцип лидерства, принцип участия и вовлеченности персонала, подход с позиции про­цесса, системный подход к управлению, непрерывное совершенствование, анализ фактов и информации, взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Чтобы достичь соответствия качества продукции и процессов предприятия принятым стандартам, необходимо в полной мере владеть методиками контроля качества. Методы контроля качества можно разделить на две группы — методы технические и статистические. Под техническими методами понимаются факти­че­ские приемы осуществления процедуры выявления соответствия характеристик про­дукта или процесса заданным стандартам. Статистические методы подразумевают определение на основе результатов технического контроля пригодности материа­лов, продукции, производственного процесса для дальнейшего использования или функционирования.

Наиболее простым статистическим методом контроля качества является приемочный контроль. Он осуществляется с целью определения процента продук­ции, соответствующей спецификации. Такой контроль производится путем оценки выборок из партии продукции (сырья). Вывод о пригодности партии продукции (сырья) осуществляется достаточно просто. Если количество дефектных деталей в выборке превышает допустимые размеры, вся партия считается бракованной. Если число дефектных деталей в выборке менее допустимого значения, вся партия считается годной. Недостатком такого контроля является вероятность отбраковы­вания качественных деталей вместе с некачественными и приемки бракованных деталей с качественными.

Более прогрессивным статистическим методом контроля качества является применение так называемых контрольных карт. Этот способ контроля применим как к изделию, так и к процессу. Контрольные карты представляют собой диаграммы изменчивости выборочных значений параметров продукции в выборке заданного объема с нанесенными на них заданными значениями. Если наблюдается тен­ден­ция выхода выборочных значений из заданных пределов, считается, что процесс вышел из-под контроля, и предпринимаются необходимые действия для того, чтобы найти причину его разладки. В компьютерном варианте контрольных карт наиболее часто встречается ситуация, когда на экране находятся две карты, одна из них назы­вается Х-картой, а другая — R-картой. В обеих контрольных картах по горизонтальной оси откладываются номера соответствующих выборок; по верти­кальной оси в случае X-карты отложены выборочные средние исследуемых характе­ристик, а в случае R-карты — размахи соответствующих выборок. Центральная линия на X-карте соответствует размеру, используемому в качестве стандарта, в то время как центральная линия R-карты соответствует приемлемому размаху разме­ров детали в выборках; таким образом, последняя контрольная карта представляет собой карту изменчивости процесса. Кроме центральной линии, на карте обычно присутствуют две дополнительные горизонтальные прямые, обозначающие верх­ний и нижний контрольные пределы, которые в общем случае определяются по правилу "трех сигм". Обычно нанесенные на карты отдельные точки соответствуют выборочным значениям и соединяются прямыми линиями. Если результирующая кривая на графике выходит за верхний или нижний контрольный предел или ее конфигурация выражает определенную тенденцию поведения для следующих друг за другом выборок, то это рассматривается как указание на существование проблем с качеством.