Модели поведения партнеров в процессе функционирования социального института инвестиционной деятельности. Удосконалення системи показників роботи залізничного транспорту в умовах його комерціалізації, страница 20

ТАРИФ НА ВОДУ —                                       УДК 644.6 (477)

ОСНОВА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ВОДОПРОВОДАМИ И ПОТРЕБИТЕЛЯМИ

Фастова Н.И.,

 
 


аспирант Харьковского национального

университета радиоэлектроники

Питьевая вода по экономическим характеристикам — ресурс особого рода, имеющий двоякое содержание. С одной стороны, производство питьевой воды может быть отнесено к сфере материального производства в том смысле, что результатом труда является потребительная стоимость, в которой овеществлен конкретный труд, изменивший в процессе производства свои физико-химические и биологические свойства, превратив сырую необработанную воду в питьевую; с другой — особенности транспортировки питьевой воды (система водопроводов) и подачи ее потребителям через коммунальное хозяйство позволяет отнести питье­вое водоснабжение к сфере услуг, удовлетворяющих определенную общественную потребность. В питьевом водоснабжении, таким образом, в очень четкой форме проявляется процесс интеграции двух сфер хозяйства — сферы материального производства и сферы услуг, и при этом развитие одной из них обусловливает и развитие другой. Традиционно в мировой экономике подотрасли жилищно-комму­нального хозяйства относят к сферам услуг. Это тем более правильно, что большая часть затрат на подготовку питьевой воды связана с расходами на ее подъем и транспортировку. Так, расходы на электроэнергию, необходимую для подъема и транспортировки воды, на ТПО " Харьковкоммунпромвод" составляют более 50% [1].

Согласно экономической энциклопедии тариф является распространенной формой построения цен на услуги. Экономическая основа тарифа — издержки услуг. Тарифы на коммунальные услуги, в том числе и на питьевое водоснабжение, занимают особое место в системе ценообразования. Это связано с тем, что особый социальный характер потребностей в питье и других коммунальных услугах весьма близко приближается к потребностям охраны здоровья. Процесс определения и установления оптимальных тарифов на услуги водопроводов осложнен еще и тем, что все они являются природными монополистами.

В СССР при определении этих тарифов на первое место, на место чисто экономических факторов (уровня затрат, объема спроса и предложения, т.п.), вышли факторы, имеющие социально-политическую природу.

Во-первых, уровень тарифов на большинство видов коммунальных услуг, в том числе и на воду, устанавливался значительно ниже уровня общественно необходимых затрат труда. Причем уровень тарифов был ниже общественно необходимых затрат труда и тогда, когда отдельные виды коммунальных услуг имели определенную рентабельность. Так, средняя рентабельность услуг водопро­водно-канализационных хозяйств по отчету за 1985 год составила 22,2%. Эта рентабельность носила формальный характер и не отражала действительного соотношения затрат и тарифов. В состав затрат на оказание коммунальных услуг не включались отдельные, подчас весьма существенные расходы (предприятия и организации сферы коммунальных услуг освобождались от платы за основные и оборотные производственные фонды).

Во-вторых, тарифы на коммунальные услуги являлись дифференцирован­ными по социальным признакам. Если розничные цены на обычные товары народного потребления были едиными для всех слоев и групп населения, то многие тарифы на коммунальные услуги дифференцировались в зависимости от размеров денежных расходов, состава семьи, состояние здоровья членов семьи. Особые льготы в тарифах на коммунальные услуги предусматривались персональным пенсионерам, инвалидам войны и труда, многодетным семьям и т.д.

В-третьих, в СССР считалось, что соотношение спроса и предложения не влияют особым образом на тарифы. Сегодня тоже некоторые ученые считают, что спрос на воду и другие коммунальные услуги является неэластичным, так как коммунальные услуги не являются взаимозаменяемыми. В повседневной жизни нельзя, например, нехватку воды заменить большим потреблением газа или тепла. Кроме того, способность коммунальных услуг удовлетворять первичные жизненно необходимые потребности человека определяет особую значимость в удовлетво­рении этих потребностей в полной мере.