Модели поведения партнеров в процессе функционирования социального института инвестиционной деятельности. Удосконалення системи показників роботи залізничного транспорту в умовах його комерціалізації, страница 79

Описанная модель представляет собой составную часть экономико-матема­ти­­че­ского инструментария, предназначенного для решения задач управления пред­прия­тием как системой по созданию добавленной стоимости. Такие задачи харак­те­ри­зу­ются наличием элементов неопределенности и набором противоречивых кри­териев, в связи с чем технология их решения должна строиться на исполь­зовании 3-х типов взаимодополняющих компонент: а) формализованных компо­нент, содер­жа­щих про­це­дуры преобразования информации с помощью формаль­ных эконо­ми­ко-математи­ческих средств; б) компонент экспертных оценок, аккуму­ли­рующих знания экспертов в соответствующей области; в) компонент принятия решения, форми­рую­щихся в виде классических задач принятия решений и позво­ляющих привлечь дополнительную информацию, источником которой является ЛПР. При работе с описанной моделью в качестве ЛПР выступает руководство предприятия в его взаимодействии с орга­на­ми местного самоуправления. Пред­ставляется, что данное ЛПР принимает реше­ния исходя из принципа учета и согласования интересов производителей, наемных работников и государства. Направ­ленность модели на учет интересов названных экономических субъектов позволяет рассматривать ее как полезный инструмент поддержки принятия реше­ний в рамках социально-адекватного менеджмента.

__________

Литература: 1. Форрестер Дж. Основы кибернетики предприятия. — М.: Издательство "Про­гресс", 1971. — 340 с. 2. Закон України "Про систему оподаткування" №1251-ХІІ від 25.06.91.

КВАЛИФИКАЦИЯ                                                          УДК 658.147

И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕРСОНАЛА КАК НЕМАТЕРИАЛЬНЫЙ АКТИВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Абдель В. Равашдех,

 
 


аспирант Харьковской государственной академии

технологии и организации питания

В мире происходят коренные изменения в экономике, связанные с инфор­ма­ционной революцией, которые определяются компьютеризацией всех сторон дея­тельности предприятий. Поэтому в современных условиях, когда связи и интересы торговли переплетаются практически со всеми отраслями деятель­ности, в обес­пе­чении эффективной деятельности тор­говых предприятий, важ­ное значение при­об­ретают процессы управления нематериальными активами. Традиционно учитывае­мыми нематериальными активами являются объекты права интеллектуальной и про­мыш­ленной собственности; объекты авторского права; объекты права пользо­вания ре­сур­сами природной среды; объекты права пользования нематериальным имуществом.

Информационным механизмом торгового предприятия является процесс выработки и принятия управленческих решений в системе менеджмента. В связи с этим возникает еще один важный аспект проявления нематериальных активов — квалификация и предпринимательские способности персонала предприятия, и в первую очередь менеджеров.

Предпринимательскими качествами в соответствии с современными пред­став­лениями [1] обладает человек, который имеет качества организатора, управ­ленца и способен идти на риск. Вознаграждением для предпринимателя являются не только деньги, но и личное удовлетворение. Представители бихе­вио­ристической школы в управлении утверждают [2], что черты пред­прини­ма­теля могут быть при­су­щи человеку, который совершает деятельность в любой производственной или непроизводственной сфере. Предпринимательству мож­но и следует учить. И соот­ветствующим образом мотивировать предприни­ма­тельское поведение.

Современное предпринимательство и менеджмент в целом (в торговле в част­но­сти) могут быть охарактеризованы как деятельность, направленная на поиск таких тех­но­логических, организационных и рыночных возможно­стей, которые сти­мулируют мас­со­вое новаторство, не зависящее от текущего состоя­ния ресурсов. При этом акцент де­ла­ется на том, что спо­собности, интеллект, инициатива стано­вятся основным "това­ром" рабочей силы. Наличие высокого уровня квалификации, а также определенных пси­хо­ло­гических, интеллек­туаль­ных и волевых качеств у менеджеров и отдель­ных исполни­те­лей, может при­водить к резкому росту резуль­татов деятель­ности торгового предприятия.