Состав и структура налоговых органов. Территориальные налоговые органы. Инспекции ФНС России в субъектах РФ, страница 80

5.             составляется прогнозный расчет общих сумм налогов, взимаемых в каждой терр-и (административной единице), что должно обеспечить экономически обоснованные плановые показатели;

6.             определяются общие объемы налог поступлений на краткосрочную и долгосрочную перспективу на основе прогнозных расчетов изменения доходности предприятий, отдельных отраслей, экономики в целом на фед, регион и местном уровнях.

Основ задача гос-го нал-го планир-я состоит в экономич-м обосновании количественных параметров бюдж-х заданий и перспективных программ социально-экономич-го развития страны в рамках разработанной и закон-но принятой налог концепции. Гос налог поланир-е решает следующие основные задачи:

•              формирование правового поля и налог законод-ва;

•              построение рациональной налог системы исходя из конкретной социально-экономич ситуации, основанной на оптимальных параметрах совокупного налог бремени и структуры системы налогов;

•              оптимизация объектов налогооб-я и налог базы;

•              разработка рациональной системы налог скидок и льгот;

•              разработка налог бюджета на предстоящий финан год и среднесрочную перспективу.

В зависимости от периода, целей и задач планир-я различают оперативное (на месяц, квартал), текущее (на один финан год) и стратегическое (долгосрочное) налог поланир-е. В основе текущего и стратег-го планир-я лежат прогнозные параметры налог потенциала. Под нал потенциалом понимается способ-ть базы н/о в пределах какой-либо административной единицы приносить доходы в виде налог поступлений (имеется в виду не фактическая ∑ поступлений как таковых, а именно способность, возможность). Стратег-ое налог поланир-е связывается с перспективной оценкой доходности терр-ии, т. е. с определением стратег-го налог потенциала. Инструментом, с помощью которого осуществляется такая оценка, яв-ся прогнозир-е налог поступлений, которым должны быть охвачены не столько сами величины налог поступлений, сколько их налог базы и составляющие их элементы. Резул-том такой оценки должна стать выработка концепции долгосрочного развития налог системы. Текущее налог поланир-е связывается с формированием плана налог поступлений на конкретный фин год и определением способов обеспечения заданных налог обязательств. Отправным моментом при реализации этого процесса должно стать принятие решений относительно общественных приоритетов на текущ год по конкрет направлениям и размерам гос-х расх-в.

В процессе налог планир-я (прогнозир-я) используются общеизвестные методы экономич и финан планир-я: балансовый, коэф-тов, от достигнутого, нормативный, регрессивно-корреляционный, прогнозной экстраполяции с помощью трендовых моделей и т. д. При этом особое значение имеет планир-е налог баз и объектов налогообл-я, от достоверности которых зависит не только качество налог планов, бюджетов и прогнозов, но и их исполнение. Наиболее простым является метод тренда, т. е. экстраполяции, продолжения в будущем тех тенденций, которые сложились в прошлом. Этот метод основывается на информации о поступлении конкретных налогов и сборов за определенные периоды предыдущих лет, об объемах выпадающих дох-в, о состоянии задолженности по налог платежам, на анализе тенденций в развитии налогооблаг-й базы, структуры НП-в и т. д. При этом методе планир-я соответствующие показатели должны приводиться в сопоставимых условиях. Особенно важно правильно оценить размеры доп-х поступлений налогов и сборов и выпадающих дох-в в резул-те определенных изменений в налог законод-ве.

Для более долговременных прогнозов необходимо применять другие подходы, в частности, строить сложные имитационные модели, посредством которых можно обсчитывать налог последствия различных управляющих воздействий и на этой основе выбирать наиболее предпочт-ные из них. Возможно применение сценарного метода прогнозирования, когда на основе колич-ой и качест-ой информации разрабатываются альтернативные картины будущего социально-экономич развития страны, региона или терр-и и на этой основе просчитывается налог потенциал по каждому сценарию.