Состав и структура налоговых органов. Территориальные налоговые органы. Инспекции ФНС России в субъектах РФ, страница 115

Налог потенциал региона (НПР) страны представляет собой ∑налог потенциала фед бюд-та по каждому региону, налог потенциала каждого регион-го бюджета и налог потенциалов муницип образований, входящих регион. Эти аспекты взаимосвязаны и в совок-ти обеспечивают универсальный подход к налог потенциалу региона на фед, регион и местном уровнях.

Существует несколько подходов в оценке налог потенциала региона на плановый или отчетный период (год). В частности, это такие способы, которые базируются на фактич-и собранных в регионе налог доходах, построении репрезентативной налог системы, совокуп-х н/о аг-х ресурсах, ВРП и среднедушевых дох-х населения. Каждый из этих подходов может быть использован для оценки налог потенциала на опред-й момент времени, некоторые из них, путем применения дополнит-х механизмов досчетов, - на перспективу. Причем трактовка налог потенциала ставится в зависимость от методики его оценки.

Методы оценки налог потенциала региона, основанные на показателях формир-я налог дох-в, явл прямыми, так как предполагают включение в расчет налог потенциала показателей, характеризующих его реализацию. Методы, основанные на показателях экономич активности региона, являются косвенными, так как они предполагают определение величины налог потенциала как производной от какого-либо показателя.

Группа методов оценки налог потенциала на основе фактических данных может широко использоваться в оперативной работе финанс и налог органов. Кроме того, методы оценки налог потенциала, основанные на фактических показателях налог поступлений, могут быть применены при оценке налог потенциала региона с той периодичностью, с которой формируется отчетность налог органов.

Методы оценки налог потенциала на основе фактич показателей формир-я налог дох-в подразделяются на аддитивный (построение репрезентативной налог системы - РНС) и упрощенный. Поскольку нал потенциал региона должен характеризовать способ-ть налогых баз воспроизводить налог доходы бюдж-в, то и метод его оценки должен базироваться на оценке и анализе структуры нал баз, поэтому аддитивный метод, который позволяет учитывать специфические особенности формирования налог баз по каждому налогу, признан самым точным. Расчетный метод РНС может применяться для определения налог потенциала «в узком смысле», т. е. для расчета налог ресурсов регионов с учетом их реальных возможностей и существующей практики формир-я налог баз.

Преимущ-м регрессионного метода РНС, который позволяет осуществить отбор совок-ти экономич характеристик, влияющих в максимальной степени на потенциальные нал доходы, явл-ся его меньшая трудоемкость в сравнении с расчетным методом РНС и большая объективность, поскольку регрессионное уравнение само выдает информацию о зависимостях между фактич-ми поступлениями и НБми в ходе процедуры статистической оценки. Регрессионный метод РНС считается особенно эффективным для среднесроч и долгосроч прогнозир-я, поскольку он представляет собой некую модификацию расчетного метода РНС для случаев, когда не представляется возможным оценить в полной мере совокуп-ть налог ресурсов и налог баз по каждому из налогов, принимаемых во внимание при расчете потенциала.Для практического расчета целесообразно использовать относительно небольшой набор взаимосвязанных экономич-х характеристик, определяющих величину бюджет дох-в: объем промышленного и с/х производства, продажи населению товаров и услуг, денеж доходы населения, стоимость основных производственных фондов. Недостатком регрессионного метода РНС считается его сложность. К тому же полученные показатели налог потенциала регионов могут значительно различаться в завис-ти от используемого набора экономич характеристик.


93.           Орг-ия работы налоговых с таможкой финансовыми и правоохранительными органами