Состав и структура налоговых органов. Территориальные налоговые органы. Инспекции ФНС России в субъектах РФ, страница 52

Налоговыми агентами (ст.24) признаются лица, на которых в соответствии с НК возложены обязанности по исчислению, удержанию у н/пл и перечислению Н в бюджетную систему РФ.

Понятие н/пл – ст. 19. НО – ст.30. ТО – ст.34(из полномочия в обл н и н/о )

42.               Налоговые риски их классификация и методы определения

Под нал. риском понимается опасность для субъекта нал. правоотношений понести фин. и иные потери, связанные с процессом н/о , вследствие негативных отклонений для данного субъекта от предполагаемых им, основанных на действующих нормах права, состояниях будущего, из расчета которых им принимаются решения в настоящем. Данное определение подразумевает существование нал. риска не только для н/пл, но и для других участников нал. правоотношений. Например, для гос-ва в лице гос. органов исп. власти (ст. 9 НК РФ) нал. риск состоит в снижении поступления налогов, выступающих основным источником формирования доходной части бюджета. Для н/пл рост нал. издержек, являющихся разновидностью его предпринимательских издержек, влечет за собой снижение имущественного потенциала, и, следовательно, снижение возможностей для решения задач, стоящих перед ним в будущем.

Виды налоговых рисков можно классифицировать по различным признакам.

1. По субъектам, несущим нал. риски: нал. риски гос-ва, н/пл, нал. агентов, взаимозависимых лиц. Можно осуществлять детализацию риска н/пл - для юридических и физических лиц, а гос-ва — для различных законодательных и исп. органов власти, участвующих в процессе н/о .

2. Исходя из факторов, определяющих нал. риски: внешние и внутренние (либо систематические и несистематические). Для орг-ии-н/пл могут существовать обе группы рисков: внешние могут возникать по причинам, вызванным изменениями в условиях н/о , внутренние — по причинам неэффективной нал. политики самого хозяйствующего субъекта. Для гос-ва в целом также можно подразделить нал. риски на внешние и внутренние. Внешние будут обусловлены действием международных договоров в области н/о , деят-тью офшорных зон и предлагаемых ими условий и т. д., внутренние — деят-тью законодательных и исп. органов власти, осуществляющих функции государства в процессе н/о , а также н/пл. Систематический риск обусловлен действием многообразных, общих для всех хозяйствующих субъектов, факторов. Несистематический риск обусловлен действием факторов, полностью зависящих от деятельности самого хозяйствующего субъекта. В отношении налоговых рисков такое деление весьма условно. Поскольку где присутствует двойственность трактовки нормы нал. права, обусловленная недостатками в тексте зак-ва, а где — его умышленная искаженная интерпретация, разобраться порой бывает достаточно сложно.

3. По объекту связи с др. видами рисков: риском упущенной выгоды, риском потерь материальных и нематериальных ценностей, риском неплатежеспособности, инвестиционным риском и др. Поскольку содержание нал.риска раскрывается применительно к конкретным ситуациям, содержащим риск, и объектам их проявления, можно сказать, что для орг-ии-налогоплательщика налоговые издержки являются одним из таких объектов, тесно взаимосвязанным с другими объектами рисков.

4. По виду последствий: риски нал.контроля, риски усиления нал. бремени, риски уголовного преследования нал. характера. Риски нал. контроля, в свою очередь, могут быть подразделены на риски «обычного» нал. контроля и риски «заказного» нал. контроля. К первому виду названных рисков относятся риски контроля со стороны территориальных нал. органов в рамках их обычной деятельности. Риски второго вида могут быть инициированы правоохранительными органами или отдельными высокими руководителями в рамках «политического заказа», являются форс-мажором и не могут быть определены достаточно точно.

К рискам усиления нал. бремени можно было бы отнести рост НБ как вследствие изменения методологии их исчисления, так и в связи с их динамикой, связанной с расширением объемов хоз. деятельности.