Состав и структура налоговых органов. Территориальные налоговые органы. Инспекции ФНС России в субъектах РФ, страница 47

Нал. право является неотъемлемой, относительно обособленной частью финансового права. Самостоятельность нал. права обусловлена наличием своего специфического предмета, метода, принципов.

Нал. право — система финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению в действие и взиманию налогов, а также нал. контролю и привлечению к отв-ти за совершение нал. правонарушения. Распределение и использование бюджетных средств лежит уже за рамками нал. отношений и относится к сфере действия бюджетного права.

Нал. право подразделяется на 2 крупные части: Общую (часть 1 НК) и Особенную (часть 2 НК).

В Общую часть включены нормы, которые применяются ко всем налогово-правовым отн.,, характеризуют основные положения н/о , а именно: базовые принципы, формы и методы правового регулирования нал. отн.; систему Н, взимаемых в бюджет; основания возникновения, изменения и прекращения обяз. по уплате Н (сборов) и порядок их исполнения; права и обяз. участников нал. отн.; формы и методы нал. контроля; виды и размеры отв-ти в нал. сфере; порядок административной защиты интересов н/пл.

Особенную часть составляют нормы нал. права, регулирующие порядок исч. и уплаты конкретных НиС.

Предмет нал. права — обществ. отн-ия, складывающиеся между гос-ом, н/пл и иными субъектами в нал. сфере. Исчерпывающий перечень имущественных и процессуальных нал. отн-ий отражен в ст. 2 НК. К ним относятся: отн. по установлению, введению и взиманию НиС; отн., возникающие в процессе осуществления нал. контроля; отн., возникающие в процессе обжалования актов нал. органов, действий (бездействия) их должностных лиц; отношения, возникающие в процессе привлечения к отв-ти за совершение нал. правонарушения.

Налоговые отн., составляющие предмет нал. права, имеют свои отличительные черты: они связаны со сферой перераспределения и носят имущественный характер; они ориентированны на формирование публичных доходов (при этом главенствующее значение приобретает проблема справедливости распределения налогового бремени); специфический круг участников — государство (субъект публичного права), наделенное властными полномочиями, и н/пл (субъекты частного права), не обладающие таковыми.

Отношения в сфере н/о всегда связаны с изъятием у юр. и физ. лиц части их Д в гос. бюджет для удовл. публичных интересов. Поэтому н/пл всегда стремится сохранить долю своей собственности, т. е. платить как можно меньше налогов.

В противовес частным интересам гос-во старается не допустить сокращения поступления нал. платежей в бюджет, и ему всегда требуется финансирование за счет собственности в виде Н, так как другие источники незначительны для этого. Отсюда возникает жесткая регламентация нал. отн. зак-ом, которая находит свое выражение в формулировании метода нал. права.

Метод нал. права — совокупность и сочетание приемов, способов воздействия на общественные отн. по вопросам н/о . В ст. 2 НК подчеркивается, что зак-тво регулирует властные отн-я по поводу н/о и осуществления нал. контроля. Следовательно, узаконенный метод нал. права характеризуется как властно-имущественный, обусловленный необходимостью применения однозначных, не допускающих выбора (императивных) предписаний в целях формирования гос.бюджета. Отдельным нал. отношениям (как, например, по установлению и введению налогов, по осуществлению налогового контроля) свойствен организационный характер. Следует иметь в виду, что участники нал. отношений подчинены только закону. Н/пл не находятся в подчинении фискальных органов.

В нал праве выделяют 2 метода:

1) публично-правовой метод (или метод власти и подчинения, авторитарный метод, императивный метод). Основной чертой этого метода регулирования нал отношений выступают государственно-властные предписания одним участникам нал отношений со стороны других, выступающих от имени государства;