Анализ передового опыта организации ремонта колесных пар вагонов в депо. Особенности организации и технологии ремонта вагонов и колесных пар в депо Барановичи и выбор варианта их совершенствования, страница 41

Предприятия используют традиционную методику расчета экономической эффективности капитальных вложений и новой техники которая разработана исходя из народнохозяйственного подхода. Эта методика требует: учета не только транспортных показателей (натуральных, эксплуатационных и денежных), но и внетранспортных эффектов (экономических, социальных, экологических, энергетических и так далее); учета ограниченности ресурсов; всестороннего системного анализа и учета основных последствий принятых решений; согласованности и сопоставимости альтернативных вариантов по их разумности, полноте охвата, нормативной базе; четкого рассмотрения результатов; учета динамики объемов перевозок, их структуры, неравномерности во времени, изменений цен и тарифов, нормативных показателей, полноты информации.

Важным требованием к расчету экономической эффективности принимаемых решений является сопоставимость сравниваемых вариантов по качественным параметрам техники, фактору времени, по социальным факторам производства, включая влияние на окружающую среду.

При этом необходимо принимать одинаковый расчетный срок, выполнять расчеты с одинаковой точностью, а также проводить расчеты либо на равный объем работ в год, либо на единицу продукции.

Определение и расчеты экономической эффективности основаны на соизмерении затрат с результатами. Следует различать понятие эффекта и эффективности. Эффектом называется непосредственный производственный полезный конечный результат, полученный от внедрения того или иного мероприятия (сокращение оборота вагона, рост производительности труда или производительности подвижного состава, снижение себестоимости перевозок, увеличение объема грузовой работы, то есть выгода от разработанного предложения). Эффект может быть измерен технико-экономическими показателями, степенью повышения качества продукции, техники безопасности труда или в рублях.

Эффективность есть отношение эффекта технического, эксплуатационного или экономического к затратам, обусловливающим его получение. Существует два вида эффективности: технико-эксплуатационная и обобщающая экономическая (абсолютная или относительная, сравнительная).

Технико-эксплуатационная эффективность выражается как в натуральном, так и в денежном исчислении, то есть приводится к величине экономической эффективности. Любой технический или эксплуатационный полезный эффект оказывает прямое влияние на экономическую эффективность через прибыль, снижение издержек или трудовых затрат. Прибыль, отнесенная к эксплуатационным расходам в плановом периоде, выражает рентабельность, которая в пределах предприятия является одним из важнейших показателей, характеризующих экономическую эффективность производства.

Решение о выборе вариантов принимают по анализу совокупности результатов экономического расчета, характеризующих социальные и санитарно-гигиенические условия, технику безопасности, улучшение условий труда (борьба с шумом, загрязнением воздуха) и другие экономические, технические и натуральные показатели.

Экономическая эффективность внедрения устройства для демонтажа буксовых узлов при проведении полной ревизии определяется сроком окупаемости. Внедрение нового устройства считается экономически выгодным, если срок его окупаемости не превышает 7 лет.

Срок окупаемости определяется по формуле

                                                  ,                                          (11.1)

где  К − капитальные вложения на внедрение устройства (его стоимость),

              К = 4000000 руб.;

     Эгод − годовой экономический эффект от внедрения установки, руб.

Внедрение устройства позволяет сократить время на выполнение демонтажа букс, но это влечет за собой дополнительные расходы на электроэнергию и материалы.

Годовой экономический эффект рассчитаем по формуле

                              ,              (11.2)

где  − годовая программа колесных пар, подвергающихся полной ревизии букс, = 7328 ;

               n − количество устройств на позиции демонтажа, n = 1;