Анализ передового опыта организации ремонта колесных пар вагонов в депо. Особенности организации и технологии ремонта вагонов и колесных пар в депо Барановичи и выбор варианта их совершенствования, страница 3

Ремонт грузовых вагонов в условиях депо Барановичи определяется достаточно большим разнообразием производственных процессов, различных по своей структуре, и по взаимосвязи. Ремонтное производство складывается из нескольких основных процессов: обмывка, разборка, испытание на растяжение и дефектоскопирование, ремонт, сборка и окраска. Чем точнее устанавливается предстоящий объем работ, тем устойчивее функционирует ремонтный процесс. Характер и объем предстоящих работ при деповском ремонте, потребности в трудовых и материальных затратах обуславливается значительными конструктивными особенностями эксплуатируемого подвижного состава. Для процесса деповского ремонта характерна большая номенклатура материалов, полуфабрикатов, узлов и деталей. Это требует соединения многообразия технологического оборудования в ремонтных участках и отделениях вагонного депо.

Процесс основного производства вагоноремонтного депо делится на следующие стадии: приемка и дефектовка вагонов; очистка и мойка; разборка вагонов на агрегаты, узлы и детали; очистка деталей, их дефектовка, контроль и сортировка; комплектование узлов, общая сборка, испытание и окраска вагонов. Все стадии находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, поэтому необходимо соблюдать определенные пропорции и ритмичность в их протекании. Различные стадии технологического процесса ремонта вагонов выполняются в соответствующих участках и отделения грузового вагонного депо.

Ремонт вагонов начинается с организации подачи их на территорию депо, где первоначально производится очистка и обмывка вагонов. Предварительная очистка и обмывка поступающих вагонов способствует повышению качества ремонта, так как позволяет качественно проверить состояние отдельных частей и помогает обеспечить чистоту на рабочих местах участка. На ремонтные позиции вагоны поступают в определенной последовательности в зависимости от объема работ выполняемых на ремонтируемых объектах.

В вагоносборочном участке (ВСУ) на трех линиях размещаются ремонтные позиции, на которых в определенной последовательности производится разборка, ремонт и сборка вагонов. На ремонтных позициях имеются пневмо- и электроинструмент, а также механизмы для транспортировки демонтируемых узлов и агрегатов.

Основные и вспомогательные участки работают сообща с вагоносборочным участком, обеспечивая его необходимыми узлами, комплектами и деталями. Пропускная способность вагоносборочного участка определяет производственную мощность предприятия по выпуску вагонов из ремонта.

Географическое расположение Барановичского вагонного депо в регионе, обусловили крупные промышленные предприятия республиканского значения по добыче и переработке сырья. Это послужило причиной того, что приказами Начальника Белорусской железной дороги № 210 от 13.08.2002 г. «О мерах по сохранению грузового парка вагонов» и № 213 от 15.08.2002 г. «О планомерном закреплении вагонов за вагонными депо Белорусской железной дороги» была определена специализация депо на ремонте вагонов-хопперов для цемента и минеральных удобрений.

Около 60% годовой программы ремонта вагонов занимает доля ремонта хоппер-минераловозов собственности промышленных предприятий (ПО «Беларуськалий», ООО «Гринтур» и д. р.). В депо также производится ремонт вагонов для предприятий Российской Федерации.

В настоящее время рабочий парк хоппер-минераловозов состоит из вагонов моделей 11-740 и 19-923 постройки Стахановского вагоностроительного завода. Средний срок эксплуатации этих вагонов соответственно 17 и 12 лет при назначенном сроке службы 26 лет.

Необходимо отметить, что условия эксплуатации этого подвижного состава характеризуются постоянным взаимодействием элементов конструкции с коррозионно-активными средами, которые, как показывает практика, вызывают до 65% случаев отказов.

Существовавшая ранее ремонтная база депо в основном специализировалась на ремонте крытых вагонов и изменение специализации потребовало освоения новых производственных процессов, внедрения новых средств механизации и оборудования, изменения технологической планировки участков.