3. 1. ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ
Человек до сих пор веками слишком много действовал и слишком мало мыслил. Философы - это мыслители. Они называются так потому, что мышление происходит главным образом в философии.
М. Хайдеггер (1889-1976)
В начале этой главы необходимо еще раз подчеркнуть, что ее содержание - это в определенном смысле разговор эзотерический, то есть понятный «посвященным». В силу уже отмеченного ранее посвященными являются как раз люди-лидеры любого уровня и любой сферы, так как важнейшей их чертой есть высокая образованность, в том числе, и философская, пусть даже и небезупречная. Исходя из этого, задача данного раздела намеренно ограничена только некоторой важнейшей информацией, которая должна служить стержнем оптимальной теоретической и практической философской ориентации личности-лидера. Она не предполагает расширенного, а тем более специального систематического обучающего характера изложения материала, так как аудитория, к которой обращено это издание, скорее всего, не нуждается в этом. Если все же возникнет потребность в наращивании систематических знаний по философии, то на помощь такому ищущему уму всегда придет арсенал многочисленных учебников, пособий, а также лекции и консультации профессионалов.
Ниже вниманию читателя предлагаются основные теоретические положения, которые должны внести ясность, четкость в уже имеющееся у него философское знание, способствовать мысленному видению главных характеристик философии как в ее содержании, так и в историческом генезисе. В принципе не имеет значения, будет ли это со стороны читающего только эффективное «узнавание», «прояснение» в собственном мышлении того, что он и сам, возможно, смутно всегда чувствовал. Не исключено, что для отдельных людей это будет как бы новым «прочтением» философии. В любом слу-
64
чае осмысление главного в таком фундаментальном целостном и многогранном феномене культуры, каким является философия. несомненно, будет способствовать не только избавлению от «нетвердости духа», от неуверенности в отношении философских вопросов и проблем, встающих перед личностью ежедневно и ежечасно. Это поможет не только избавлению от неадекватных высказываний и неграмотных суждений.
философия как специфический тип знания о предельных основаниях мира, а также сознательного отношения человека к миру и к самому себе, сможет быть реально приближена из «заоблачных высот» к индивидуальным действиям личности, действительно становясь осознанным формирующим началом, фундаментом любых больших и малых программ и действий.
Исходя из поставленной конкретной цели и той конкретной аудитории, которой адресован этот очерк, соответственно построено содержание данной главы. В ней идет речь о главном в современной системе философского знания, о том, как оно функционирует в современной культуре, а также в обучающих программах университетов, в целом в высших учебных заведениях континентальной Европы прежде всего. Впрочем, некоторые особенности преподавания философии в университетах других континентов мало что меняют в существе рассматриваемых проблем.
В этой главе изложение имеет ряд особенностей, на которые желательно обратить внимание с самого начала. Прежде всего, это специально выделяемые выводы, сопровождающие весь текст. Они помогут быстро акцентировать внимание на самом существенном.
Кроме того, есть еще одно очень важное обстоятельство, предопределившее содержание данной главы. Связано оно с тем, что отдельные области философского знания имеют разное «соприкосновение» с особенностями мышления разных людей и их разными областями деятельности. Математик, физик-теоретик «видят» философию лучше всего через гносеологию, «философию науки», юрист через «философию права», политолог- через «политическую философию» и т. д. В данном тексте специальное наиболее развернутое изложение дано по двум разделам философии, которые для всех людей без исключения, независимо ни от чего представляют постоянный интерес: это «философия обще-
65
ства» (социальная философия) и «аксиология». Именно им отведено самое значительное место. Оправданность такого решения обусловлена в первом случае тем, что любая философская проблема так или иначе замыкается на понимании общества, социума как целостной системы. Расширенное разъяснение аксиологии связано с тем, что это не только «самая молодая», новая по времени своего конституирования в специальную область, часть философского знания, а, значит, малознакомая большей части даже весьма образованных людей. Дело в первую очередь в том, что неизмеримо возросшее по сравнению с прошлым значение ценностных ориентиров, целей, норм, принципов, идеалов, ценностных установок людей в структуре любого общества, в структуре сознания личности, в самом процессе жизнедеятельности требует адекватного знания об этих феноменах.
Не ставя задачу объяснить все тонкости этих сложнейших проблем, эта книга должна помочь разобраться в главном для практического применения знания философии в реальной жизни.
3. 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ, СПЕЦИФИКА ЕЕ ПРОБЛЕМ. СИСТЕМА ФИЛОСОФСКИХ КАТЕГОРИЙ
Я знаю много прекрасных наук, но науки прекраснее философии, не знаю. Гегель (1770-1831)
Начнем с самого начала- с определения, что есть философия. Термин философия (греч. - рЬПео - люблю и зорЫа -мудрость), буквально ~ любовь к мудрости, известен практически всем. Имеется много разъяснений того, в чем заключается сущность философии. Среди них есть несколько достаточно кратких и в тоже время выражающих суть. Наиболее распространенными являются следующие определения.
Философия - знание о предельных, базисных характеристиках бытия, о его первоначалах, первоосновах, перво" принципах.
66
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.