З- 3. 4. Диалектика
«Для диалектической философии нет ничего раз навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежного падения и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему. Она сама является лишь простым отражением этого процесса в мыслящем мозгу».
Ф.Энгельс (1820-1895)
Вечно живой, пронизывающей все бытие и познание, разветвленной нервной системой философского видения мира можно назвать диалектику.
Диалектика во всем философском пространстве занимает центральное место, является главной осью, способом видения всего многообразия мира, методом постижения Универсума во всей его безграничной полноте и, в то же время, предельной конкретности.
Еще Платон определял диалектику как «совершеннейшее знание», как путь (теНюсюз) или движение мысли через неистинное к истинному, называл ее «верховной философской наукой», ведущей к постижению сущности, так как там, где дру-гае науки «грезят о сущем», диалектика схватывает его.
Сам термин «диалектика» (греч. сНа1е@ота1 - веду беседу, рассуждаю) имеет длительную историю и много раз менявшееся истолкование.
В античную эпоху термином (сЦа1екйке (есЬпе - искусство диалектики) обозначались: 1) способность вести спор посредством вопросов и ответов; 2) искусство классификации поня-'ГОЙ, разделения вещей на роды и виды. В период средневековья, в схоластике диалектикой стали называть формальную ло-^КУ, которая была противопоставлена риторике. Наиболее обетованным и имеющим общепризнанный характер является Ч^рмированное в более поздние эпохи понимание диалектики
77
как учения о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, а также как метода познания явлений действительности путем постижения самодвижения предмета на основе внутренних противоречий. Понятие «диалектика» в таком значении абсолютно противопоставляется термину «метафизика» в смысле ограниченности последнего как метода познания.
Таким образом, диалектика есть философская теория развития, изменения, эволюции всего существующего во всех возможных материальных и духовных проявлениях. Ее предметом является изменение как фундаментальный, всеобщий и абсолютный принцип бытия. Задача философии в данном случае заключается в том, чтобы рассказать человеку об этой основополагающей способности мира к постоянной трансформации, проявляющейся всегда и везде, в любой миг времени и в любом пространстве - от большого Космоса до самой малой травинки, от цивилизации до отдельной личности и ее внутреннего мира.
Диалектика как живое ощущение, понимание тайны этого всепроникающего изменения, движения, развития, приоткрывает завесу над тем, как мир переходит из одного качественного состояния в другое, сохраняя при этом самое себя, отрицает старое, перенося из него же многое в будущее, взрывается в постоянных противоречиях, обусловливающих неизбежность новых изменений. Необходимо подчеркнуть, что диалектика в таком значении есть позднее детище человеческой культуры, что она прошла очень долгий и трудный путь становления и в настоящее время остается открытой для дальнейшего обогащения.
Обычно выделяют следующие исторические формы диалектики:
а) диалектика древних философов (даосизм, Гераклит, Зенон, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель);
б) идеалистическая диалектика классической немецкой философии (И. Кант, Гегель);
в) материалистическая диалектика (К- Маркс, Ф. Энгельс);
г) диалектические концепции философов XX века (М. Хор-кхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе).
Диалектика представляет собой не только учение об изменении, развитии, постоянной эволюции как природного, так и социального мира, но она есть также и учение о взаимосвязи, уче-
78
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.