Определение философии, специфика ее проблем. Система философских категорий. Философская антропология. Философия морали, страница 7


З- 3. 4. Диалектика

«Для диалектической философии нет ничего раз навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежного падения и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного про­цесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низше­го к высшему. Она сама является лишь простым отражением этого процесса в мыслящем мозгу».

Ф.Энгельс (1820-1895)

Вечно живой, пронизывающей все бытие и познание, раз­ветвленной нервной системой философского видения мира можно назвать диалектику.

Диалектика во всем философском пространстве занимает центральное место, является главной осью, способом видения всего многообразия мира, методом постижения Универсума во всей его безграничной полноте и, в то же время, предельной конкретности.

Еще Платон определял диалектику как «совершеннейшее знание», как путь (теНюсюз) или движение мысли через неис­тинное к истинному, называл ее «верховной философской на­укой», ведущей к постижению сущности, так как там, где дру-гае науки «грезят о сущем», диалектика схватывает его.

Сам термин «диалектика» (греч. сНа1е@ота1 - веду беседу, рассуждаю) имеет длительную историю и много раз менявше­еся истолкование.

В античную эпоху термином (сЦа1екйке (есЬпе - искусство диалектики) обозначались: 1) способность вести спор посред­ством вопросов и ответов; 2) искусство классификации поня-'ГОЙ, разделения вещей на роды и виды. В период средневеко­вья, в схоластике диалектикой стали называть формальную ло-^КУ, которая была противопоставлена риторике. Наиболее обе­тованным и имеющим общепризнанный характер является Ч^рмированное в более поздние эпохи понимание диалектики

77


как учения о наиболее общих законах развития природы, обще­ства и мышления, а также как метода познания явлений действи­тельности путем постижения самодвижения предмета на основе внутренних противоречий. Понятие «диалектика» в таком значе­нии абсолютно противопоставляется термину «метафизика» в смысле ограниченности последнего как метода познания.

Таким образом, диалектика есть философская теория разви­тия, изменения, эволюции всего существующего во всех возмож­ных материальных и духовных проявлениях. Ее предметом явля­ется изменение как фундаментальный, всеобщий и абсолютный принцип бытия. Задача философии в данном случае заключается в том, чтобы рассказать человеку об этой основополагающей способности мира к постоянной трансформации, проявляющейся всегда и везде, в любой миг времени и в любом пространстве - от большого Космоса до самой малой травинки, от цивилизации до отдельной личности и ее внутреннего мира.

Диалектика как живое ощущение, понимание тайны этого всепроникающего изменения, движения, развития, приоткрывает завесу над тем, как мир переходит из одного качественного состо­яния в другое, сохраняя при этом самое себя, отрицает старое, перенося из него же многое в будущее, взрывается в постоянных противоречиях, обусловливающих неизбежность новых измене­ний. Необходимо подчеркнуть, что диалектика в таком значении есть позднее детище человеческой культуры, что она прошла очень долгий и трудный путь становления и в настоящее время остается открытой для дальнейшего обогащения.

Обычно выделяют следующие исторические формы диалек­тики:

а) диалектика древних философов (даосизм, Гераклит, Зенон, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель);

б) идеалистическая диалектика классической немецкой фи­лософии (И. Кант, Гегель);

в) материалистическая диалектика (К- Маркс, Ф. Энгельс);

г) диалектические концепции философов XX века (М. Хор-кхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе).

Диалектика представляет собой не только учение об измене­нии, развитии, постоянной эволюции как природного, так и со­циального мира, но она есть также и учение о взаимосвязи, уче-

78