^Я^бофией принцип несовместимости философии и науки, то ^^ЙЬяо, что атака велась прежде всего против самой идеи Маркса '^возможности и необходимости применять в процессе фило-^ЫЬского анализа общества научные подходы, приемы, мето-,|№1. Делался безапелляционный вывод о принципиальной невозможности создания общетеоретической концепции обще-Мва. Даже тогда, когда в адрес Маркса звучало вынужденное Признание, оно сводилось либо к абстрактным комплиментам, 1|йи же к определению его как «великого мечтателя» и «утопи-<йга». Вот, что писал один из самых известных философов XX ^йвека К. Поппер (1902-1994): «Все современные мыслители й&ходятся в долгу у Маркса, если даже они этого не осознают. ЙИго также верно и для тех, кто не согласен с его доктриной, щк, например, я сам»35.
Главным же всегда оставалось абсолютное неприятие вы-Нда Маркса об исторической определенной, то есть, временной природе капитализма как только одного из этапов развития общества и неизбежности его смены принципиально другим общественным устройством, основанным на идеалах <йщиального равенства и справедливости. Поэтому основной вывод Поппера гласит: «Не может быть научной теории исторического развития, служащей основой для исторического предвидения»36.
Инициированный Марксом подход к исследованию общества в дальнейшем уступил место узкопрагматическим подходам, продиктованным суровыми обстоятельствами первой по-Довины XX века, и прервался на значительный период времени. Как отмечают исследователи, произошел фатальный разрыв между марксистской теорией и практикой, который и явился главной причиной последующей сложной судьбы марксизма.
Драматический опыт построения социалистического общества в СССР в условиях, требовавших мобилизации всех сил общества и государства для преодоления отсталости и Подготовки к неизбежно надвигавшемуся столкновению с фа-
м Роррег К. ТЬе Ореп 8ос1е1у апй Из Епетнй Ь., 1957, у.2, р.82.
Поппер К. Нищета историцизма. «Вопросы философии», 1992, №8, с-51.
87
шизмом, опыт других стран социалистической ориентации, стран по большей части отсталых, реализовавшийся в сложнейших социально-политических и идеологических условиях, сопровождался то урезанным, суженным, то догматически-консервативным, то волюнтаристским, произвольным истолкованием марксистской теории. Были годы и десятилетия, когда даже в странах, объявивших марксизм официальной идеологией, господствовала его догматическая интерпретация, предавшая важнейшую установку Маркса на глубокую и постоянную самокритику, на обязательную корректировку теории с изменяющейся практикой. В ходе такого строительства в силу многих объективных и субъективных причин руководителями этих стран были допущены тяжелые и порой трагические ошибки, которые идеологическими противниками прямо отождествлялись с теорией Маркса. Последовавшее за этим разрушение Советского Союза и всего социалистически ориентированного сообщества стран привело к целому ряду негативных последствий для всего человечества. Эти последствия далеко еще не осознаны и до конца не поняты. Тем не менее, уже сейчас можно отметить, что селевой поток критики, а точнее огульного отрицания и осуждения советского опыта социальных преобразований, которые стали определяющими в политической атмосфере 90-х годов, снесли на своем пути много ценного, а, может быть, и бесценного для осмысления сущностных характеристик общества.
Идеология правящих классов западного общества целенаправленно отрицает марксизм и марксистскую философскую концепцию общественного устройства, но не признать величия Маркса как мыслителя оказывается невозможным даже в этом случае. Одним из последних таких признаний являются слова профессора Дюкеснского университета США Т. Рокмо-ра (Т. Костоге), сказанные им в 2000 г.: «Маркс принадлежит к горстке самых значительных современных мыслителей» и далее «...он больше всех остальных способен помочь нам в постижении природы современного мира»37. Однако, в умах многих современных теоретиков и политиков Запада представле-
37
Рокмор Т Об открытии Маркса после марксизма «Вопросы философии», 2000, №4, с 35-36
СИ об
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.