Определение философии, специфика ее проблем. Система философских категорий. Философская антропология. Философия морали, страница 12


^Я^бофией принцип несовместимости философии и науки, то ^^ЙЬяо, что атака велась прежде всего против самой идеи Маркса '^возможности и необходимости применять в процессе фило-^ЫЬского анализа общества научные подходы, приемы, мето-,|№1. Делался безапелляционный вывод о принципиальной не­возможности создания общетеоретической концепции обще-Мва. Даже тогда, когда в адрес Маркса звучало вынужденное Признание, оно сводилось либо к абстрактным комплиментам, 1|йи же к определению его как «великого мечтателя» и «утопи-<йга». Вот, что писал один из самых известных философов XX ^йвека К. Поппер (1902-1994): «Все современные мыслители й&ходятся в долгу у Маркса, если даже они этого не осознают. ЙИго также верно и для тех, кто не согласен с его доктриной, щк, например, я сам»35.

Главным же всегда оставалось абсолютное неприятие вы-Нда Маркса об исторической определенной, то есть, времен­ной природе капитализма как только одного из этапов разви­тия общества и неизбежности его смены принципиально дру­гим общественным устройством, основанным на идеалах <йщиального равенства и справедливости. Поэтому основной вывод Поппера гласит: «Не может быть научной теории исторического развития, служащей основой для историческо­го предвидения»36.

Инициированный Марксом подход к исследованию обще­ства в дальнейшем уступил место узкопрагматическим подхо­дам, продиктованным суровыми обстоятельствами первой по-Довины XX века, и прервался на значительный период време­ни. Как отмечают исследователи, произошел фатальный раз­рыв между марксистской теорией и практикой, который и явился главной причиной последующей сложной судьбы мар­ксизма.

Драматический опыт построения социалистического об­щества в СССР в условиях, требовавших мобилизации всех сил общества и государства для преодоления отсталости и Подготовки к неизбежно надвигавшемуся столкновению с фа-

м Роррег К. ТЬе Ореп 8ос1е1у апй Из Епетнй Ь., 1957, у.2, р.82.

Поппер К. Нищета историцизма. «Вопросы философии», 1992, №8, с-51.

87


шизмом, опыт других стран социалистической ориентации, стран по большей части отсталых, реализовавшийся в слож­нейших социально-политических и идеологических условиях, сопровождался то урезанным, суженным, то догматически-консервативным, то волюнтаристским, произвольным истол­кованием марксистской теории. Были годы и десятилетия, ког­да даже в странах, объявивших марксизм официальной идео­логией, господствовала его догматическая интерпретация, предавшая важнейшую установку Маркса на глубокую и по­стоянную самокритику, на обязательную корректировку те­ории с изменяющейся практикой. В ходе такого строительства в силу многих объективных и субъективных причин руководи­телями этих стран были допущены тяжелые и порой трагичес­кие ошибки, которые идеологическими противниками прямо отождествлялись с теорией Маркса. Последовавшее за этим разрушение Советского Союза и всего социалистически ори­ентированного сообщества стран привело к целому ряду нега­тивных последствий для всего человечества. Эти последствия далеко еще не осознаны и до конца не поняты. Тем не менее, уже сейчас можно отметить, что селевой поток критики, а точнее огульного отрицания и осуждения советского опыта со­циальных преобразований, которые стали определяющими в политической атмосфере 90-х годов, снесли на своем пути много ценного, а, может быть, и бесценного для осмысления сущностных характеристик общества.

Идеология правящих классов западного общества целена­правленно отрицает марксизм и марксистскую философскую концепцию общественного устройства, но не признать вели­чия Маркса как мыслителя оказывается невозможным даже в этом случае. Одним из последних таких признаний являются слова профессора Дюкеснского университета США Т. Рокмо-ра (Т. Костоге), сказанные им в 2000 г.: «Маркс принадлежит к горстке самых значительных современных мыслителей» и далее «...он больше всех остальных способен помочь нам в по­стижении природы современного мира»37. Однако, в умах мно­гих современных теоретиков и политиков Запада представле-

37

Рокмор Т Об открытии Маркса после марксизма «Вопросы философии», 2000, №4, с 35-36

СИ об