Определение философии, специфика ее проблем. Система философских категорий. Философская антропология. Философия морали, страница 20


Исследование общества предпринято и реализовано в ней 1е учетом данных современной исторической науки, других на-&( и она достаточно аргументирована в аспекте раскрытия Щйногообразия полицентризма и вместе с тем единства исто­рического процесса, множественности логик развития его под-^гИстем при наличии, так сказать, металогики (магистральной рй'енденции) их общего движения. Развитие общества осмысли-рвается не упрощенно, а как сложнейший поток изменений, |||&существляющийся в форме прорыва к новым горизонтам от-^<Й®льных народов или очагов цивилизации. А уж потом, через рцлительное развитие в этот прорыв втягиваются другие наро-^й(ы или человечество в целом52.

(В'   При всем этом очевидно, что высказанная ранее многими ^Мыслителями идея о единстве исторического процесса, в кото-р|»ый вовлекаются все народы, в конечном итоге приходящие к !|адвдому общечеловеческому будущему, должна быть переос-|^>Шслена заново, на основе новых подходов, нового категори-разйного аппарата и с учетом глобальных угроз современного Цшра, не имевших раньше места в истории.

Щ   В этом плане содержательной представляется также кон-Цэдепция А. С. Панарина, изложенная в уже цитированной «Фи-||Лософии истории». Это обстоятельное исследование центром ||евоим имеет анализ глобальных духовных изменений Истории Цс выделением Западного и Восточного мегациклов. Вместе с |тем оно содержит не только целый ряд конструктивных новых Цйдей, что, разумеется, уже само по себе очень важно, но и се-|рьезную критику неадекватного видения современного обще-|Ства, которое активно насаждается средствами массовой ин-|4>ормации. Философская концепция, которая в состоянии |«прочистить» от такой неадекватности как индивидуальное, 1а?ак и массовое сознание - это как раз пример практического ||Крименения философии в реальной жизни. Отметим также, 1*йо самого пристального внимания в отмеченном исследова­вший заслуживают идеи о принципиальных различиях в духов-рвых первоосновах Запада и Востока, а также их исторических рйменений. Так же, как и отрезвляющая, особенно для совре-

1^-———————————

В»,

11 Философия истории. Под ред. А.С.Панарина. М., 1999, с.405.

I'                                                   103


менных лидеров, иллюстрация проявлений духовной исто­щенности Запада и эпигонства, разрушительного примити­визма современного либерализма на постсоциалистическом пространстве.

Анализируя современный крупномасштабный социокуль-турный кризис, связанный с геополитическим переделом мира после поражения СССР, автор оправданно обращает внимание на необходимость в нынешних условиях выработки новой па­радигмы исторического видения с акцентом не на внешние ме­ханизмы и гарантии общественного развития в планетарном масштабе (поступательное развитие производительных сил, научно-технический прогресс, рыночная экономика и проч.), а на внутренние гарантии духовно-этического плана, прямо свя­занные с нравственными качествами людей53.

Может быть, после знакомства с весомыми аргументами автора, современные лидеры будут способны извлечь очень ценные уроки по качественному улучшению содержания соб­ственного мышления относительно фундаментальных основа­ний и перспектив общества по сравнению с прежними и ны­нешними расхожими мнениями. Сейчас же основная задача заключается в поиске неразрушительных технологий преобра­зования социума, учитывающих четко прослеживаемые гло­бальные угрожающие тенденции. Пока таких технологий нет.

Разумеется, интенсивное исследование общества на мета-теоретическом уровне продолжаются и будут продолжаться. Для нас же важно подчеркнуть, что они, наконец, становятся неотъемлемым и стабильным компонентом современной куль­туры.

Заканчивая обзор основных позитивных сдвигов, характерных для современной философии истории (филосо­фии общества), заметим, что их понимание есть прямой путь к основательному усилению и интеллектуальных, и практи­ческих позиций лидера54.

" Там же с 22

Следует отметить и появление некоторых других, отличных от вышеизло­женных, теорий общественного развития (см Трансформации в современ­ной цивилизации постиндустриальное и постэкономическое общество (ма­териалы круглого стола) «Вопросы философии» М , 2000, №1, с 3-32

104