кой, средством для достижения еще большей свободы, свободы как высшей цели.
Далее, так как всегда имеется общественный (общий) и индивидуальный (личностный) уровень ценностной ориентации, то объективация ценностей в жизни общества- это всегда неравномерный и сложный процесс. Он может реализовываться в жизнедеятельности части класса, нации, народа и для них объективированные ценности станут нормой их жизнедеятельности, а для другой части - оставаться на значительном временном отрезке в лучшем случае лишь ценностью-идеалом.
Однако и это еще не все. И на личностном и на общественном уровне существования, ценности зачастую могут выступать и выступают также в форме потребностей (например, потребность в законе как всеобщем регуляторе деятельности), в форме убеждений (убеждение в неповторимости каждой личности и ее права на это), в форме веры (вера в силу разума) и т. д. Как видим, здесь речь идет о том уровне проявления потребностей, убеждений, веры где они выступают в роли важнейших духовных ценностей, характеризующих уровень и качество именно духовного развития и личности и общества.
Особенно важно, что ценности реально существуют в обществе и проявляют себя во всем этом динамичном многообразии одновременно, а не как-то поочередно, только в одной форме и в одном своем значении и качестве. Такое сложное, многоплановое включение ценностей в бытие людей не может не затруднять процесс их осмысления. Но только такой подход позволяет адекватно осознать их сущность и социальную роль.
Как видим, содержание ценностей, многообразие форм их проявления, опредмечивания, сложнейшая динамика их существования на общественном и личностном уровне ставит их в ряд весьма трудных для понимания явлений. В то же время существует проверенный жизнью способ их осмысления и использования людьми на практике без обязательного повседневного углубления в их сложную динамику. Суть его в понимании ценностей в качестве идеалов личной и общественной жизнедеятельности, способных переходить в основные цели, нормы и принципы поведения. Разумеется, реальная жизнь порождает как прогрессивные, так и консервативные, а то и реакционные идеа-
123
лы, как обоснованные, так и утопические, часто в корне отличающиеся друг от друга. Однако, это ничего не меняет в отношении их места и роли в жизнедеятельности и общества и отдельной личности.
Поскольку, как мы установили выше, практическое отношение человека к миру не является всецело ценностным отношением, важным является вопрос определения критерия ценностей. Здесь также существует значительное расхождение но взглядах. Но все же наиболее аргументированной остается точка зрения, рассматривающая в качестве такого критерия общественную практику с учетом тех ее характеристик, которые ориентированы на человека, на сохранение его жизни и достоинства, на расширение возможностей его всестороннего и гармоничного развития.
Следующий вопрос - о системе ценностей и об их иерархии. Хотя в философских публикациях и проскальзывает изредка скептическое отношение к нему, все же вопрос этот насущный, он не исчезает и требует своего решения. История философии XX столетия изобилует многочисленными попытками систематизации ценностей, ведущими свою историю от М. Шелера (1874-1928). Не ставя здесь задачи анализа этих попыток, отметим главное.
Так как само общество является сложной системой, ценности (духовные ценности, ценности т 51пс<: зепзе) не могут существовать иначе, как образуя целостную систему основных принципов, норм, целей и идеалов общественной и личностной деятельности. Полнота бытия каждого члена общества с необходимостью предполагает осознание им системы присущих этому обществу ценностей, а затем - конкретные действия для их утверждения, реализации. Эта система должна быть важным критерием определения жизнеспособности как всего социального организма, так и отдельной личности. Определение общественно-политических, нравственных и эстетических ценностей как трех фундаментальных групп ценностей позволяет достаточно отчетливо очертить эту систему.
Здесь необходимо специально оговориться, что такая классификация принимается и разрабатывается в интеллектуальной среде, ориентированной на принципы научного, рационального объяснения действительности, на принципы практических, опыт-
124
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.