Определение философии, специфика ее проблем. Система философских категорий. Философская антропология. Философия морали, страница 30


кой, средством для достижения еще большей свободы, свободы как высшей цели.

Далее, так как всегда имеется общественный (общий) и ин­дивидуальный (личностный) уровень ценностной ориентации, то объективация ценностей в жизни общества- это всегда неравно­мерный и сложный процесс. Он может реализовываться в жизне­деятельности части класса, нации, народа и для них объективи­рованные ценности станут нормой их жизнедеятельности, а для другой части - оставаться на значительном временном отрезке в лучшем случае лишь ценностью-идеалом.

Однако и это еще не все. И на личностном и на обществен­ном уровне существования, ценности зачастую могут выступать и выступают также в форме потребностей (например, потреб­ность в законе как всеобщем регуляторе деятельности), в форме убеждений (убеждение в неповторимости каждой личности и ее права на это), в форме веры (вера в силу разума) и т. д. Как видим, здесь речь идет о том уровне проявления потребностей, убежде­ний, веры где они выступают в роли важнейших духовных цен­ностей, характеризующих уровень и качество именно духовного развития и личности и общества.

Особенно важно, что ценности реально существуют в обще­стве и проявляют себя во всем этом динамичном многообразии одновременно, а не как-то поочередно, только в одной форме и в одном своем значении и качестве. Такое сложное, многоплано­вое включение ценностей в бытие людей не может не затруднять процесс их осмысления. Но только такой подход позволяет адек­ватно осознать их сущность и социальную роль.

Как видим, содержание ценностей, многообразие форм их проявления, опредмечивания, сложнейшая динамика их суще­ствования на общественном и личностном уровне ставит их в ряд весьма трудных для понимания явлений. В то же время су­ществует проверенный жизнью способ их осмысления и ис­пользования людьми на практике без обязательного повседнев­ного углубления в их сложную динамику. Суть его в понимании ценностей в качестве идеалов личной и общественной жизнедея­тельности, способных переходить в основные цели, нормы и принципы поведения. Разумеется, реальная жизнь порождает как прогрессивные, так и консервативные, а то и реакционные идеа-

123


лы, как обоснованные, так и утопические, часто в корне отлича­ющиеся друг от друга. Однако, это ничего не меняет в отноше­нии их места и роли в жизнедеятельности и общества и отдель­ной личности.

Поскольку, как мы установили выше, практическое отноше­ние человека к миру не является всецело ценностным отноше­нием, важным является вопрос определения критерия ценностей. Здесь также существует значительное расхождение но взглядах. Но все же наиболее аргументированной остается точка зрения, рассматривающая в качестве такого критерия общественную практику с учетом тех ее характеристик, которые ориентированы на человека, на сохранение его жизни и достоинства, на расши­рение возможностей его всестороннего и гармоничного развития.

Следующий вопрос - о системе ценностей и об их иерар­хии. Хотя в философских публикациях и проскальзывает изредка скептическое отношение к нему, все же вопрос этот насущный, он не исчезает и требует своего решения. История философии XX столетия изобилует многочисленными попытками система­тизации ценностей, ведущими свою историю от М. Шелера (1874-1928). Не ставя здесь задачи анализа этих попыток, отме­тим главное.

Так как само общество является сложной системой, ценнос­ти (духовные ценности, ценности т 51пс<: зепзе) не могут суще­ствовать иначе, как образуя целостную систему основных прин­ципов, норм, целей и идеалов общественной и личностной дея­тельности. Полнота бытия каждого члена общества с необходи­мостью предполагает осознание им системы присущих этому обществу ценностей, а затем - конкретные действия для их ут­верждения, реализации. Эта система должна быть важным кри­терием определения жизнеспособности как всего социального организма, так и отдельной личности. Определение обществен­но-политических, нравственных и эстетических ценностей как трех фундаментальных групп ценностей позволяет достаточно отчетливо очертить эту систему.

Здесь необходимо специально оговориться, что такая клас­сификация принимается и разрабатывается в интеллектуальной среде, ориентированной на принципы научного, рационального объяснения действительности, на принципы практических, опыт-

124