|дих потрясающая способность уничтожать самих себя и себе »<йХйобных, а также все остальные формы жизни И это не безосновательный черный пессимизм, а всего лишь указание на рдавное в многообразнейшем потоке современной жизни Ибо, какой смысл в различных созидательных проектах в промышленности, сельском хозяйстве, образовании, космических исследованиях, медицине, если по мнению ученых уже вставшие ВО весь рост и усугубляющиеся в своем проявлении глобаль-йые проблемы современности в настоящее время переходят черту, за которой они в принципе уже не могут быть решены.
Современная цивилизация все отчетливее напоминает некое странное учреждение, где с непонятным усердием суетятся профессионалы высокой квалификации над распластанным человеком и с довольным, а то и радостным видом обсуждают, какие они наблюдают хорошие суставы и сосуды, какие замечательные пропорции между ростом и весом, до остервенения спорят о предпочтениях высокой моды для этого человека и не замечают, что у того уже практически отказали и мозг, и сердце.
Не случайно появились теории, в которых все чаще сам человеческий вид «Ьото 5ар1епз» и факт его существования в природе описывают в крайне отрицательных тонах, где акцент делается на его якобы постоянно усиливающейся и смертельно опасной для всего живого на земле необратимой мутации.
При таком положении дел, по крайней мере, для лидеров государств и политических лидеров любого уровня, хотя и не только для них, очевидна задача переосмысления всех прежних взглядов на общество, принципиально нового его видения в сложившихся уникальных условиях сегодняшнего дня. Это не просто задача, это - жизненная потребность философского понимания и объяснения, характеризующаяся беспрецедентной неотложностью.
В удовлетворении этой потребности разнообразные религи-Озво-теологические попытки объяснения социальных процессов и явлений обнаружили свою явную несостоятельность. Несмотря йа-Достоянное и огромное влияние мировых религий (христианка, буддизма, ислама) в мировой истории, несмотря на их опре-/Дйленные успехи в просвещении и нравственном воспитании от-
91
дельных слоев населения, все же ни теология, ни церковь в любом ее виде, типе и контексте не способны адекватно исследовать и охватить глубоким анализом общественный процесс в целом, да они никогда и не ставили перед собой такие задачи. Тем более они не в состоянии выявить реальные пути разрешения нависших над человечеством как дамокловы мечи, глобальных проблем современности
С другой стороны, рациональное знание, представленное и естествознанием, и так называемыми гуманитарными науками (историей, социологией, психологией, этнографией, антропологией, юриспруденцией и т. п.) не может ответить на имеющиеся вызовы, удовлетворить потребность всех людей в метатеории социума.
Постоянно усиливающаяся тенденция наращивания и углубления конкретного научного знания несомненно оправдана практическими потребностями людей Но она резко диссонирует с недостаточной разработкой глобального уровня теории общества, его целостного и панорамного анализа. Знание о социуме на метауровне остается ахиллесовой пятой познания.
Общая потребность в теоретически возможно полном знании об обществе, о его сущности, уникальном положении в Космосе, о внутренней структуре и причинах глобальных изменений, об основных целях, нормах, принципах существования, о спасительных идеалах, которые обеспечили бы всеобщее выживание - эта потребность сейчас выдвигается на первый план.
Если в предыдущие эпохи отсутствие такого знания в силу целого ряда объективных причин (подавляющую, а затем значительную и длительную разорванность, разрозненность социума по регионам, континентам, средам и «историческим гнездам» существования), не могла повлечь за собой серьезных последствий для всех землян, то в настоящее время сложилась принципиально иная ситуация.
Целостный, взаимозависимый мир в планетарном масштабе стал реальностью и разнообразные процессы интернационализации всех сторон жизни налицо. Отсюда резко актуализировалась отмеченная выше потребность в обоснованном, доказательном, логически непротиворечивом истинном зна-
92
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.