Определение философии, специфика ее проблем. Система философских категорий. Философская антропология. Философия морали, страница 14


|дих потрясающая способность уничтожать самих себя и себе »<йХйобных, а также все остальные формы жизни И это не бе­зосновательный черный пессимизм, а всего лишь указание на рдавное в многообразнейшем потоке современной жизни Ибо, какой смысл в различных созидательных проектах в промыш­ленности, сельском хозяйстве, образовании, космических ис­следованиях, медицине, если по мнению ученых уже вставшие ВО весь рост и усугубляющиеся в своем проявлении глобаль-йые проблемы современности в настоящее время переходят черту, за которой они в принципе уже не могут быть решены.

Современная цивилизация все отчетливее напоминает не­кое странное учреждение, где с непонятным усердием суетят­ся профессионалы высокой квалификации над распластанным человеком и с довольным, а то и радостным видом обсуждают, какие они наблюдают хорошие суставы и сосуды, какие заме­чательные пропорции между ростом и весом, до остервенения спорят о предпочтениях высокой моды для этого человека и не замечают, что у того уже практически отказали и мозг, и сер­дце.

Не случайно появились теории, в которых все чаще сам человеческий вид «Ьото 5ар1епз» и факт его существования в природе описывают в крайне отрицательных тонах, где акцент делается на его якобы постоянно усиливающейся и смертель­но опасной для всего живого на земле необратимой мутации.

При таком положении дел, по крайней мере, для лидеров государств и политических лидеров любого уровня, хотя и не только для них, очевидна задача переосмысления всех пре­жних взглядов на общество, принципиально нового его виде­ния в сложившихся уникальных условиях сегодняшнего дня. Это не просто задача, это - жизненная потребность философ­ского понимания и объяснения, характеризующаяся беспреце­дентной неотложностью.

В удовлетворении этой потребности разнообразные религи-Озво-теологические попытки объяснения социальных процессов и явлений обнаружили свою явную несостоятельность. Несмотря йа-Достоянное и огромное влияние мировых религий (христиан­ка, буддизма, ислама) в мировой истории, несмотря на их опре-/Дйленные успехи в просвещении и нравственном воспитании от-

91


дельных слоев населения, все же ни теология, ни церковь в лю­бом ее виде, типе и контексте не способны адекватно исследовать и охватить глубоким анализом общественный процесс в целом, да они никогда и не ставили перед собой такие задачи. Тем более они не в состоянии выявить реальные пути разрешения нависших над человечеством как дамокловы мечи, глобальных проблем современности

С другой стороны, рациональное знание, представленное и естествознанием, и так называемыми гуманитарными наука­ми (историей, социологией, психологией, этнографией, антро­пологией, юриспруденцией и т. п.) не может ответить на име­ющиеся вызовы, удовлетворить потребность всех людей в ме­татеории социума.

Постоянно усиливающаяся тенденция наращивания и уг­лубления конкретного научного знания несомненно оправдана практическими потребностями людей Но она резко диссони­рует с недостаточной разработкой глобального уровня теории общества, его целостного и панорамного анализа. Знание о со­циуме на метауровне остается ахиллесовой пятой познания.

Общая потребность в теоретически возможно полном зна­нии об обществе, о его сущности, уникальном положении в Космосе, о внутренней структуре и причинах глобальных из­менений, об основных целях, нормах, принципах существова­ния, о спасительных идеалах, которые обеспечили бы всеоб­щее выживание - эта потребность сейчас выдвигается на пер­вый план.

Если в предыдущие эпохи отсутствие такого знания в силу целого ряда объективных причин (подавляющую, а затем зна­чительную и длительную разорванность, разрозненность со­циума по регионам, континентам, средам и «историческим гнездам» существования), не могла повлечь за собой серьез­ных последствий для всех землян, то в настоящее время сло­жилась принципиально иная ситуация.

Целостный, взаимозависимый мир в планетарном масш­табе стал реальностью и разнообразные процессы интернаци­онализации всех сторон жизни налицо. Отсюда резко актуа­лизировалась отмеченная выше потребность в обоснованном, доказательном, логически непротиворечивом истинном зна-

92