|^ Именно Марксу удалось осуществить впервые в истории 'Т^^рственной мысли такой подход и формулировку таких юэинципов. Аргументация Маркса при изложении диалекти-дй^атериалистического понимания общества, его структуры, Системы основных связей и отношений, движущих сил развили была не только принципиально новой, но и глубоко дбоснованной с научной точки зрения, что признавали и признают даже его противники.
Вот, что писал в 70-е годы XX века 3. Бжезинский, известный ныне как непримиримый антимарксист: «Марксизм Представляет собой новый исключительно важный и творческий этап в становлении человеческого мировоззрения. Марксизм означает победу активно относящегося к внешнему миру Человека над пассивным, созерцательным человеком и в то же время победу разума над верой... Марксизм ставит на первое место систематическое и строго научное изучение материальной действительности так же, как и руководство действием, вытекающим из этого изучения»28.
Дело, конечно, не в том, что марксистская концепция об-здества положила конец абсолютному господству абстрактных идеалистических, примитивно-натуралистических или откро-венно апологетических теорий, хотя и это было очень важным как для массового, так и для индивидуального сознания.
В отличие от большинства соперничающих с ним теорий марксизм ясно и обоснованно формулировал ряд важнейших основополагающих принципов рационального анализа общества как динамичного системного и сложно структурированного целого.
На место прежних наивных утопий, абстрактных спекуляций и теологических пророчеств была поставлена строго аргу-^ятированная теория, позволяющая, опираясь на общенаучные критерии, анализировать общество и перспективы его Дальнейшего существования29.
Вггегшкк! 2. Ве1\уееп 1лто Аеез. Атепса'5 Ко1е т Ае ТесЬпо^готс Ега. М.У.,
"т,р.7з. »
См. Мамалуй А. А. Методология «Капитала» К. Маркса и системное един-^о диалектического и исторического магсриализма. Харьков, 1979.
83
Основной чертой учения Маркса об обществе, в его историческом развитии является то, что это именно философская, а не конкретно-социологическая теория общества, это тологи-ческий анализ истории, то есть, выявление ее глубинных сущ-ностных оснований.
В соответствии с этим Маркс разрабатывает категориальный аппарат и логику своего исследования. Основными понятиями этого учения выступают общественное бытие и общественное сознание, способ материального производства, базис и надстройка, общественно-экономическая формация, социальная революция. Общество рассматривается как целостная система, все элементы которой взаимосвязаны, подчинены определенной иерархии, то есть имеют различный вес, играют неодинаковые, хотя и очень важные роли. Основой общественной жизни или фундаментом общества выступает способ производства материальной жизни. Он обуславливает «социальный, политический и духовный процессы жизни вообще»30. В структуре способа производства главное значение имеют производительные силы и прежде всего орудия труда (техника). Их влияние на другие сферы жизни (политику, право, мораль и т. д.) опосредуется производственными отношениями, совокупность которых составляет «экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка, и которому соответствуют определенные формы общественного сознания»31. В свою очередь и надстройка во всех своих частях и проявлениях оказывает активное обратное влияние на базис. Противоречия между производительными силами и производственными отношениями выступают основным реальным внутренним для общественной системы, а не мистическим, не внешним источником ее развития. Рано или поздно обострившиеся противоречия разрешаются через социальные революции. История человечества поэтому выступает как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Это не зависящее от желаний людей движение от простых, низших форм организации общества, к формам более развитым, сложным, содержа-
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. изд. 2, т.13, М. 1959. с.7.
31 г
там же. 84
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.