ляется движение к гуманистически ориентированным ценностям и общественным отношениям, и на этой основе - к планетари" зации ценностных систем. По их мнению, — это главное направление современной духовной эволюции человека66.
Именно в рамках такого подхода возможно дальнейшее конструктивное исследование всего комплекса аксиологических вопросов и проблем.
Наряду с пониманием существующих систем ценностей как целого с необходимостью требуется также признание взаимодействия, взаимообусловленности и взаимовлияния всех составляющих таких систем, что требует и признания ценностной структуры общества. Под ценностной структурой, в отличие от понятия «система ценностей», когда речь идет о составляющих ее элементах, понимается иерархия ценностей, их субординация, законы взаимосвязи и взаимовлияния. Эта иерархия подвижна, исторически конкретна. В эпоху средневековья доминировали религиозно-моральные ценности, в новое и новейшее время приоритетными становятся социально-политические ценности и идеалы научного познания. В настоящее время в условиях глобализации общественных процессов все более осознается необходимость утверждения приоритета морально-этических ценностей.
Таким образом, историческое становление, развитие человека и человечества характеризуется сложнейшей динамикой ценностей, систем ценностей и ценностной структуры67.
Завершая краткое знакомство с основными методологическими аспектами современной аксиологии, еще раз подчеркнем сложную динамику содержания, форм и способов опредмечива" ния ценностей, соотношения разных систем ценностей и внутренних компонентов их составляющих, а также реальную многоплановость и неоднозначность ценностей на индивидуальном (личностном), групповом (социальный слой, класс, нация, государство и т. п.) и общечеловеческом уровне. Понимание этой многоплановости, многоуровневости и не однозначности может существенным образом содействовать адекватной интеллектуальной и практической ориентации человека.
Сделаем краткие выводы.
См.: Парсонс Г. Человек в современном мире. М.„ 1985, с.200. См.: Каган М. С. Философская теория ценности. СпБ, 1997.
127
Современный этап развития аксиологии характеризуется наличием различных подходов в истолковании основных ее понятий, самого содержания ценностей, в классификации разных систем ценностей и т. д. Вместе с тем имеется ряд самостоятельно исследованных и глубоко аргументированных положений, имеющих право быть общепринятыми. Основные из них следующие:
Философская аксиология как относительно самостоятельная область знания о духовных ценностях личности и общества, о критерии ценности, о ценностной ориентации, о ценностном выборе, о различных системах ценностей, о сложной внутренней структуре и динамике таких систем и т. д. - должна рассматриваться как важная часть целостного философского знания. Задача философской аксиологии - способствовать оптимальной ориентации личности в мире духовных ценностей, осмыслению путей, критериев и способов формирования собственной системы ценностей. При этом философская аксиология как теоретическое учение может стать методологической основой решения множества частных аксиологических проблем, основой различных частных аксиологии.
Особое место в аксиологии предстоит занять исследованию всегда присутствующего феномена конфликта (противостояния) духовных ценностей. Понимание механизма его действия как на общем (государство, нация, социальная группа), так и на индивидуальном уровне и путей разрешения ценностных конфликтов - это тот тип знания, который позволяет приблизить философию к практическим созидательным преобразованиям. Своего специального исследования ждет также нередко встречающееся уродливое явление подмены смыслов и ценностей со стороны различных, но всегда взаимосвязанных субъектов. Через своевременное «узнавание» такой подмены можно быстрее, безболезненнее и более эффективно разрешать различные социальные проблемы и конфликты.
Понятие «ценность» не может определяться расширительно, как такое, которое охватывает все, что имеет какое-либо значение для человека и общества или связано с полезностью для них. Духовные ценности в строгом смысле слова -это идеалы общественной, а на этой основе уже и личной че-
128
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.