Определение философии, специфика ее проблем. Система философских категорий. Философская антропология. Философия морали, страница 32


ляется движение к гуманистически ориентированным ценностям и общественным отношениям, и на этой основе - к планетари" зации ценностных систем. По их мнению, — это главное направ­ление современной духовной эволюции человека66.

Именно в рамках такого подхода возможно дальнейшее кон­структивное исследование всего комплекса аксиологических воп­росов и проблем.

Наряду с пониманием существующих систем ценностей как целого с необходимостью требуется также признание взаимодей­ствия, взаимообусловленности и взаимовлияния всех составляю­щих таких систем, что требует и признания ценностной структу­ры общества. Под ценностной структурой, в отличие от понятия «система ценностей», когда речь идет о составляющих ее элемен­тах, понимается иерархия ценностей, их субординация, законы взаимосвязи и взаимовлияния. Эта иерархия подвижна, истори­чески конкретна. В эпоху средневековья доминировали религиоз­но-моральные ценности, в новое и новейшее время приоритетны­ми становятся социально-политические ценности и идеалы науч­ного познания. В настоящее время в условиях глобализации об­щественных процессов все более осознается необходимость ут­верждения приоритета морально-этических ценностей.

Таким образом, историческое становление, развитие челове­ка и человечества характеризуется сложнейшей динамикой цен­ностей, систем ценностей и ценностной структуры67.

Завершая краткое знакомство с основными методологичес­кими аспектами современной аксиологии, еще раз подчеркнем сложную динамику содержания, форм и способов опредмечива" ния ценностей, соотношения разных систем ценностей и внут­ренних компонентов их составляющих, а также реальную много­плановость и неоднозначность ценностей на индивидуальном (личностном), групповом (социальный слой, класс, нация, госу­дарство и т. п.) и общечеловеческом уровне. Понимание этой многоплановости, многоуровневости и не однозначности может существенным образом содействовать адекватной интеллекту­альной и практической ориентации человека.

Сделаем краткие выводы.

См.: Парсонс Г. Человек в современном мире. М.„ 1985, с.200. См.: Каган М. С. Философская теория ценности. СпБ, 1997.

127


Современный этап развития аксиологии характеризу­ется наличием различных подходов в истолковании основных ее понятий, самого содержания ценностей, в классификации разных систем ценностей и т. д. Вместе с тем имеется ряд самостоятельно исследованных и глубоко аргументированных положений, имеющих право быть общепринятыми. Основные из них следующие:

Философская аксиология как относительно самостояте­льная область знания о духовных ценностях личности и обще­ства, о критерии ценности, о ценностной ориентации, о ценно­стном выборе, о различных системах ценностей, о сложной внутренней структуре и динамике таких систем и т. д. - дол­жна рассматриваться как важная часть целостного философс­кого знания. Задача философской аксиологии - способствова­ть оптимальной ориентации личности в мире духовных цен­ностей, осмыслению путей, критериев и способов формирова­ния собственной системы ценностей. При этом философская аксиология как теоретическое учение может стать методологи­ческой основой решения множества частных аксиологических проблем, основой различных частных аксиологии.

Особое место в аксиологии предстоит занять исследова­нию всегда присутствующего феномена конфликта (противос­тояния) духовных ценностей. Понимание механизма его дей­ствия как на общем (государство, нация, социальная группа), так и на индивидуальном уровне и путей разрешения ценнос­тных конфликтов - это тот тип знания, который позволяет при­близить философию к практическим созидательным преобра­зованиям. Своего специального исследования ждет также не­редко встречающееся уродливое явление подмены смыслов и ценностей со стороны различных, но всегда взаимосвязанных субъектов. Через своевременное «узнавание» такой подмены можно быстрее, безболезненнее и более эффективно разре­шать различные социальные проблемы и конфликты.

Понятие «ценность» не может определяться расшири­тельно, как такое, которое охватывает все, что имеет какое-либо значение для человека и общества или связано с полезно­стью для них. Духовные ценности в строгом смысле слова -это идеалы общественной, а на этой основе уже и личной че-

128