маться философией (см. одно из основных его сочинений «Рассуждение, выносящее решение относительно связи между философией и религией»).
Через всю историю духовной культуры человеческой цивилизации проходит убежденность многих выдающихся умов в том, что необходимо поднять значение морали как спасительного фактора в жизни людей и не смешивать мораль, моральный долг с религией и религиозными чувствами. Первое - едино для всех людей и способно спасти и сохранить их всех без исключения. Второе - разъединяет, оно наличествует в многообразных враждующих между собой формах, ведет к постоянным столкновениям, ненависти и фанатизму, разрушительному противостоянию.
Английский философ и моралист А. Э. Шефтсбери (1671-1713) в своем трехтомном исследовании «Характеристика людей, нравов, мнений, времен» (1711) подчеркивал самоценность морали и то, что нравственное начало в человеке не связано с религиозным чувством. И. Кант в трактате «Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога» (1762), отмечал, что мораль скорее всеобщий человеческий, нежели божественный суд, что мораль и религия - разные явления, что есть нравственные народы, не познавшие Бога, и что общество должно терпимо относится к атеистам, если они ведут себя нравственно. Иллюстрации такой убежденности можно приводить бесконечно.
Таким образом, отмеченные выше философские положения относительно морали носят характер универсального общечеловеческого знания, имеющего непреходящее практическое значение, и именно философия по сути своей имеет все возможности для теоретического анализа и оценки также и религиозного отношения человека к миру.
В заключение необходимо специально сказать, что здесь не ставится под сомнение важная роль религии и церкви в жизни многих народов, их большое влияние во многих странах на социально-политическую жизнь в целом. И, естественно, очень ценно любое слово в защиту морали, из чьих бы уст оно ни звучало, в противовес оправданию аморализма, захлестывающего современную жизнь.
133
3. 3. 9. Эстетика
Красота есть тайна, постигаемая нашими душами, что ликуют и ширятся, отдаваясь ее власти, а разум в недоумении останавливается перед нею, не в силах найти название и воплотить в слова.
Д. Джебран( 1883-1931)
Эстетика (греч. а151:пеп1со5 - чувствующий, чувственный) - философская дисциплина о чувственном, эмоциональном освоении человеком мира, выраженном наиболее ярко в художественном творчестве и искусстве. Некоторое время эстетика развивалась как философия прекрасного, красоты (что есть красота, что есть прекрасное).
В таком своем качестве эстетика зародилась более 2,5 тыс. лет назад и получила большое развитие в Египте, Индии, Китае и особенно в Древней Греции и Риме. Вскоре эстетическое отношение человека к миру стало осмысливаться не только в категориях прекрасного, но и в таких понятиях как возвышенное и низменное, трагическое и комическое, благородное и подлое, а также в таких формах как юмор, бурлеск, гротеск и др.
История эстетических концепций неразрывно связана с историек философии и всей духовной культуры общества. Поэтому содержание эстетических теорий очень многообразно, отличается самыми различными, порой прямо противоположными, а то и абсолютно несовместимыми точками зрения относительно сущности прекрасного, предмета и роли искусства в жизни индивидуума и общества (социума), природы эстетического суждения. Основными эстетическими категориями являются: прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое и др.
Субъективная сторона эстетического освоения мира - то есть эстетические чувства, вкусы, оценки, переживания в отличие от моральных требований и норм, носящих безусловный и абсолютный характер, отличается признанием права
134
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.