Определение философии, специфика ее проблем. Система философских категорий. Философская антропология. Философия морали, страница 35


маться философией (см. одно из основных его сочинений «Рассуждение, выносящее решение относительно связи между философией и религией»).

Через всю историю духовной культуры человеческой ци­вилизации проходит убежденность многих выдающихся умов в том, что необходимо поднять значение морали как спаси­тельного фактора в жизни людей и не смешивать мораль, моральный долг с религией и религиозными чувствами. Пер­вое - едино для всех людей и способно спасти и сохранить их всех без исключения. Второе - разъединяет, оно наличествует в многообразных враждующих между собой формах, ведет к постоянным столкновениям, ненависти и фанатизму, разру­шительному противостоянию.

Английский философ и моралист А. Э. Шефтсбери (1671-1713) в своем трехтомном исследовании «Характеристика лю­дей, нравов, мнений, времен» (1711) подчеркивал самоцен­ность морали и то, что нравственное начало в человеке не свя­зано с религиозным чувством. И. Кант в трактате «Единствен­но возможное основание для доказательства бытия Бога» (1762), отмечал, что мораль скорее всеобщий человеческий, нежели божественный суд, что мораль и религия - разные яв­ления, что есть нравственные народы, не познавшие Бога, и что общество должно терпимо относится к атеистам, если они ведут себя нравственно. Иллюстрации такой убежденности можно приводить бесконечно.

Таким образом, отмеченные выше философские положе­ния относительно морали носят характер универсального об­щечеловеческого знания, имеющего непреходящее практичес­кое значение, и именно философия по сути своей имеет все возможности для теоретического анализа и оценки также и ре­лигиозного отношения человека к миру.

В заключение необходимо специально сказать, что здесь не ставится под сомнение важная роль религии и церкви в жизни многих народов, их большое влияние во многих стра­нах на социально-политическую жизнь в целом. И, естествен­но, очень ценно любое слово в защиту морали, из чьих бы уст оно ни звучало, в противовес оправданию аморализма, захле­стывающего современную жизнь.

133


3. 3. 9. Эстетика

Красота есть тайна, постигаемая нашими душами, что ликуют и ши­рятся, отдаваясь ее власти, а разум в недоумении останавливается перед нею, не в силах найти название и воп­лотить в слова.

Д. Джебран( 1883-1931)

Эстетика (греч. а151:пеп1со5 - чувствующий, чувственный) - философская дисциплина о чувственном, эмоциональном освоении человеком мира, выраженном наиболее ярко в художественном творчестве и искусстве. Некоторое время эс­тетика развивалась как философия прекрасного, красоты (что есть красота, что есть прекрасное).

В таком своем качестве эстетика зародилась более 2,5 тыс. лет назад и получила большое развитие в Египте, Индии, Ки­тае и особенно в Древней Греции и Риме. Вскоре эстетичес­кое отношение человека к миру стало осмысливаться не толь­ко в категориях прекрасного, но и в таких понятиях как возвы­шенное и низменное, трагическое и комическое, благородное и подлое, а также в таких формах как юмор, бурлеск, гротеск и др.

История эстетических концепций неразрывно связана с историек философии и всей духовной культуры общества. По­этому содержание эстетических теорий очень многообразно, отличается самыми различными, порой прямо противополож­ными, а то и абсолютно несовместимыми точками зрения от­носительно сущности прекрасного, предмета и роли искусства в жизни индивидуума и общества (социума), природы эстети­ческого суждения. Основными эстетическими категориями яв­ляются: прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое и др.

Субъективная сторона эстетического освоения мира - то есть эстетические чувства, вкусы, оценки, переживания в от­личие от моральных требований и норм, носящих безуслов­ный и абсолютный характер, отличается признанием права

134