Начиная с древности этика (мораль) считалась практической философией в отличие от собственно теоретического философского знания о мире. Реальные законы общественной жизни в морали получают выражение в виде совокупности требований, предъявляемых к поведению людей. В отличие от норм права, нравственные требования вырабатываются непосредственным массовым сознанием и принимают форму безличного долженствования, неписаного закона, равно распространяющегося на всех людей и контролируемого общественным мнением.
Мораль с первых этапов становления человеческого общества стала играть огромную роль в жизни людей, выступая в качестве важнейшего регулятора их поведения. Нормы морали - результат многовекового человеческого опыта. Они получают идеальное выражение в общих, фиксированных через общественное мнение, представлениях о том, как должно поступать, что есть добро, а что - зло, что прилично, а что - неприлично, что морально, а что - аморально.
Мораль всегда отражает целостную систему воззрений на жизнь, содержащих в себе то или иное понимание сущности (назначения, смысла, цели) общества, истории, человека, его действий и намерений.
Принципы морали не допускают исключений, претендуют на абсолютность (нельзя быть наполовину или частично честным или добрым, порядочным человеком).
Моральный авторитет человека не связан с какими-либо полномочиями, официальной должностью, общественным положением, он есть авторитет духовный, имеющий огромное практическое значение и зачастую сохраняющий свою силу даже после смерти его носителя.
Моральные требования к человеку - это требования следовать общим человеческим принципам и нормам поведения, где важнейшими являются: совесть, честь, долг, ответственность, достоинство, порядочность.
Нравственные нормы - это императивные требования, которым человек должен следовать при осуществлении любых целей именно потому, что он человек, единственное в Космосе нравственное существо.
131
Адекватной формой моральной регуляции является саморегуляция, морального воспитания -самовоспитание, моральной оценки - самооценка.
Сила моральных требований безусловных по форме, строгих по содержанию состоит в том, что субъект должен обращать их к себе, и только через опыт собственной жизни предъявлять другим. Одна из древних моральных заповедей, получившая наименование золотого правила нравственности, гласит: чего в другом не любишь, того сам не делай. Другие важнейшие моральные ориентиры: любовь к ближнему, терпимость, милосердие, сострадание, доброта, раскаяние, стыд и пр.
Значение морали, а, следовательно, и философского учения о нравственных (моральных, этических) ориентирах людей невозможно переоценить. Без морали просто нет человека, без нее невозможно никакое человеческое общество. Как говорил Конфуций (ок. 551-479 до н. э.): «Умереть с голоду - событие маленькое, а утратить мораль - большое».
Эта форма общественного сознания возникла в глубокой древности раньше всех других и, в частности, раньше, чем религиозное сознание. Поэтому совершенно необоснованным является утвердившееся в более поздней культуре не только «втискивание» морали в содержание религиозного сознания, но и присвоение религией права выступать от имени морали. На самом деле, в процессе исторического становления че-ло-вечества как раз мораль возникла на много веков раньше. До того как появились первые мировые религии (христианство - в I в. н. э., буддизм - в VI-V вв. до н. э., ислам - VII в. н. э.) мораль уже существовала как важнейший регулятор человеческого поведения на коллективном и индивидуальном уровне.
Еще древнеримский мыслитель Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э.), отстаивая идею непосредственной достоверности и всеобщей врожденности моральных понятий, был убежден в абсолютном характере морали. Достаточно обоснованной была и точка зрения средневекового арабского философа и ученого Аверроэса (Ибн-Рушд) (1126-1198) и его последователей (аверроизм) о неправомочности богословов зани-
132
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.