Определение философии, специфика ее проблем. Система философских категорий. Философская антропология. Философия морали, страница 34

Начиная с древности этика (мораль) считалась практичес­кой философией в отличие от собственно теоретического фи­лософского знания о мире. Реальные законы общественной жизни в морали получают выражение в виде совокупности требований, предъявляемых к поведению людей. В отличие от норм права, нравственные требования вырабатываются непосредственным массовым сознанием и принимают форму безличного долженствования, неписаного закона, равно рас­пространяющегося на всех людей и контролируемого обще­ственным мнением.

Мораль с первых этапов становления человеческого обще­ства стала играть огромную роль в жизни людей, выступая в качестве важнейшего регулятора их поведения. Нормы мора­ли - результат многовекового человеческого опыта. Они полу­чают идеальное выражение в общих, фиксированных через общественное мнение, представлениях о том, как должно по­ступать, что есть добро, а что - зло, что прилично, а что - не­прилично, что морально, а что - аморально.

Мораль всегда отражает целостную систему воззрений на жизнь, содержащих в себе то или иное понимание сущности (назначения, смысла, цели) общества, истории, человека, его действий и намерений.

Принципы морали не допускают исключений, претендуют на абсолютность (нельзя быть наполовину или частично чес­тным или добрым, порядочным человеком).

Моральный авторитет человека не связан с какими-либо полномочиями, официальной должностью, общественным по­ложением, он есть авторитет духовный, имеющий огромное практическое значение и зачастую сохраняющий свою силу даже после смерти его носителя.

Моральные требования к человеку - это требования сле­довать общим человеческим принципам и нормам поведения, где важнейшими являются: совесть, честь, долг, ответствен­ность, достоинство, порядочность.

Нравственные нормы - это императивные требования, которым человек должен следовать при осуществлении любых целей именно потому, что он человек, единственное в Космосе нравственное существо.

131


Адекватной формой моральной регуляции является само­регуляция, морального воспитания -самовоспитание, мораль­ной оценки - самооценка.

Сила моральных требований безусловных по форме, стро­гих по содержанию состоит в том, что субъект должен обра­щать их к себе, и только через опыт собственной жизни предъявлять другим. Одна из древних моральных заповедей, получившая наименование золотого правила нравственности, гласит: чего в другом не любишь, того сам не делай. Другие важнейшие моральные ориентиры: любовь к ближнему, тер­пимость, милосердие, сострадание, доброта, раскаяние, стыд и пр.

Значение морали, а, следовательно, и философского уче­ния о нравственных (моральных, этических) ориентирах лю­дей невозможно переоценить. Без морали просто нет человека, без нее невозможно никакое человеческое общество. Как гово­рил Конфуций (ок. 551-479 до н. э.): «Умереть с голоду - со­бытие маленькое, а утратить мораль - большое».

Эта форма общественного сознания возникла в глубокой древности раньше всех других и, в частности, раньше, чем религиозное сознание. Поэтому совершенно необоснованным является утвердившееся в более поздней культуре не только «втискивание» морали в содержание религиозного сознания, но и присвоение религией права выступать от имени морали. На самом деле, в процессе исторического становления че-ло-вечества как раз мораль возникла на много веков раньше. До того как появились первые мировые религии (христиан­ство - в I в. н. э., буддизм - в VI-V вв. до н. э., ислам - VII в. н. э.) мораль уже существовала как важнейший регулятор че­ловеческого поведения на коллективном и индивидуальном уровне.

Еще древнеримский мыслитель Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э.), отстаивая идею непосредственной достовер­ности и всеобщей врожденности моральных понятий, был убежден в абсолютном характере морали. Достаточно обосно­ванной была и точка зрения средневекового арабского филосо­фа и ученого Аверроэса (Ибн-Рушд) (1126-1198) и его после­дователей (аверроизм) о неправомочности богословов зани-

132