Определение философии, специфика ее проблем. Система философских категорий. Философская антропология. Философия морали, страница 16


|йяет пророчества и предсказания и заменяет их прогнозиро-Ейием, планированием и конструктивным проектированием»43. йультатом всех этих усилий, охвативших по времени более |дувека, стало аргументированное и достаточно обширное зна-^е об обществе. В специальные области теоретического знания обществе на общефилософском уровне выделился комплекс ^й|еследований под названием холизм, футурология, глобалисти-

Ткаидр.

Сознательно упрощая описание сложившейся в западноев-А|Й0йейской философии истории (философии общества) ситуации, Х1^й|едью помощи в первоначальной ориентации человека-лидера ^•ней, отметим следующее.

-?У К концу XX - началу XXI века в философском осмыслении ^щества наиболее четко прослеживаются сформировавшиеся

^.Цйнее два основных методологических подхода, так называе-'Ше «формационно-стадиальный» и «цивилизационный». именно эти две парадигмы, две модели изучения и объяснения

^ Общества стали в XX веке самыми авторитетными, несмотря на

- мЕйогочисленные критические замечания в их адрес. ^ Главной особенностью первой из них является концентра­ция внимания на материально-технической стороне обществен-

? йо-исторического развития; особенностью второй - особый ак­цент на культурно-психологических характеристиках. Понятно, Что грамотная ориентация в предлагаемых через призму этих Подходов «образах» общества требует дополнительного знаком­ства с конкретными, репрезентативными теориями. Это не осо­бенно сложно, так как они очень широко рекламируются через Средства массовой информации. Сложнее другое - их серьез-йый анализ.

Наиболее известными теориями первого образца в разные Десятилетия XX века явились концепции «стадий экономическо­го роста» У Ростоу, «индустриального» и «постиндустриального йбщества» Р. Арона и Д. Белла и др. В последние годы к ним Присоединились изыскания Ф. Фукуямы, А. Тоффлера и др. При­давая общество неизбежно и постоянно изменяющимся, исто­рию - процессом закономерной смены эпох, эти авторы анали-

43

там же

'1                                                       95


зировали прежде всего качественные изменения в экономике, науке, технике и технологиях, хотя все чаще в поле их анализа втягивались и вопросы социально-политических и межлично­стных отношений, изменения ментальности, моральных норм и т. д.44. Следует подчеркнуть, что вся эта группа теорий очень активно вошла не только в современную политологию, но и в практическую деятельность многочисленных лидеров как регионального, так и мирового масштаба.

Среди этих лидеров, очевидно немало и таких, которые или уже перестраивают или склонны перестроить всю свою стратегию и тактику, опираясь на общие и частные ориентиры, содержащиеся в отмеченных теориях. В связи с этим необ­ходимо специально сказать, что отмеченные теории являются объектом очень серьезной критики, причем со стороны самих же западных идеологов.

В чем здесь суть дела?

Это теории «дышат» откровенно апологетическим духом по отношению к капиталистическому «образу» мира в насто­ящем и проектируют будущее только по его же строго опреде­ленным меркам. Развитие общества в целом определяется прежде всего, достигнутым уровнем промышленности, совер­шенствования техники, процессами индустриализации и вне­дрения новых технологий.

При всей относительной обоснованности изучения обще­ства, исходя из принципов индустриализма (главный из этих принципов - разграничение стран или сообществ по уровню развития промышленности, уровню индустриализации стра­ны, по обобщенному показателю - величине валового нацио­нального продукта), данные теории не могут претендовать на статус теории общего уровня анализа как не раскрывающие всех сущностных характеристик общества.

Многие аналитики подчеркивают, что хотя представлен­ные в рамках такого подхода теории разнятся во многом между собой, все они (особенно идеи Фукуямы о «конце истории», о предопределенности либерализма для всей планеты, а отсюда

44

Подробно ознакомиться со взглядами А.Тоффлера можно в его работах «Фу1урошок» и «Третья волна», изданных также в России и Украине.

96