|йяет пророчества и предсказания и заменяет их прогнозиро-Ейием, планированием и конструктивным проектированием»43. йультатом всех этих усилий, охвативших по времени более |дувека, стало аргументированное и достаточно обширное зна-^е об обществе. В специальные области теоретического знания обществе на общефилософском уровне выделился комплекс ^й|еследований под названием холизм, футурология, глобалисти-
Ткаидр.
Сознательно упрощая описание сложившейся в западноев-А|Й0йейской философии истории (философии общества) ситуации, Х1^й|едью помощи в первоначальной ориентации человека-лидера ^•ней, отметим следующее.
-?У К концу XX - началу XXI века в философском осмыслении ^щества наиболее четко прослеживаются сформировавшиеся
^.Цйнее два основных методологических подхода, так называе-'Ше «формационно-стадиальный» и «цивилизационный». именно эти две парадигмы, две модели изучения и объяснения
^ Общества стали в XX веке самыми авторитетными, несмотря на
- мЕйогочисленные критические замечания в их адрес. ^ Главной особенностью первой из них является концентрация внимания на материально-технической стороне обществен-
? йо-исторического развития; особенностью второй - особый акцент на культурно-психологических характеристиках. Понятно, Что грамотная ориентация в предлагаемых через призму этих Подходов «образах» общества требует дополнительного знакомства с конкретными, репрезентативными теориями. Это не особенно сложно, так как они очень широко рекламируются через Средства массовой информации. Сложнее другое - их серьез-йый анализ.
Наиболее известными теориями первого образца в разные Десятилетия XX века явились концепции «стадий экономического роста» У Ростоу, «индустриального» и «постиндустриального йбщества» Р. Арона и Д. Белла и др. В последние годы к ним Присоединились изыскания Ф. Фукуямы, А. Тоффлера и др. Придавая общество неизбежно и постоянно изменяющимся, историю - процессом закономерной смены эпох, эти авторы анали-
43
там же
'1 95
зировали прежде всего качественные изменения в экономике, науке, технике и технологиях, хотя все чаще в поле их анализа втягивались и вопросы социально-политических и межличностных отношений, изменения ментальности, моральных норм и т. д.44. Следует подчеркнуть, что вся эта группа теорий очень активно вошла не только в современную политологию, но и в практическую деятельность многочисленных лидеров как регионального, так и мирового масштаба.
Среди этих лидеров, очевидно немало и таких, которые или уже перестраивают или склонны перестроить всю свою стратегию и тактику, опираясь на общие и частные ориентиры, содержащиеся в отмеченных теориях. В связи с этим необходимо специально сказать, что отмеченные теории являются объектом очень серьезной критики, причем со стороны самих же западных идеологов.
В чем здесь суть дела?
Это теории «дышат» откровенно апологетическим духом по отношению к капиталистическому «образу» мира в настоящем и проектируют будущее только по его же строго определенным меркам. Развитие общества в целом определяется прежде всего, достигнутым уровнем промышленности, совершенствования техники, процессами индустриализации и внедрения новых технологий.
При всей относительной обоснованности изучения общества, исходя из принципов индустриализма (главный из этих принципов - разграничение стран или сообществ по уровню развития промышленности, уровню индустриализации страны, по обобщенному показателю - величине валового национального продукта), данные теории не могут претендовать на статус теории общего уровня анализа как не раскрывающие всех сущностных характеристик общества.
Многие аналитики подчеркивают, что хотя представленные в рамках такого подхода теории разнятся во многом между собой, все они (особенно идеи Фукуямы о «конце истории», о предопределенности либерализма для всей планеты, а отсюда
44
Подробно ознакомиться со взглядами А.Тоффлера можно в его работах «Фу1урошок» и «Третья волна», изданных также в России и Украине.
96
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.