Определение философии, специфика ее проблем. Система философских категорий. Философская антропология. Философия морали, страница 18


правность всех цивилизаций в потоке исторического времени, неизбежность их возникновения, расцвета и упадка (Н. Данилев­ский, О. Шпенглер).

О. Шпенглер (1880-1936) выделял восемь великих культур-цивилизаций: египетскую, вавилонскую, индийскую, китайскую, аполлоновскую (греко-римскую), арабскую (магическую), мекси­канскую и западную (фаустовскую).

Для О. Шпенглера цивилизация - это последняя стадия су­ществования культуры, характерными признаками которой явля­ются космополитизм, города-гиганты, мертвая метафизика, вме­сто истинной религии, масса вместо народа. Он предсказал неиз­бежный упадок западной цивилизации и выход на историческую арену великой русской культуры.

А. Тойнби (1889-1975) - полагая, что развитие цивилизаций осуществляется благодаря усилиям неординарных творческих личностей, в которых наиболее полно раскрываются возможнос­ти человеческой природы, выделял пять живых цивилизаций:

западную, византийскую, исламскую, индуистскую и дальневос­точную. Изучая предысторию этих цивилизаций, он пришел к выводу, что это общества третьего поколения. Каждому из них предшествовали цивилизации второго и первого поколений46.

Современный американский историк С. Хантиштон, ана­лизируя общество XX века, находит в нем 8 цивилизаций: за­видную, конфуцианскую, японскую, исламскую, индуистскую, православно-славянскую, латиноамериканскую и африканскую47. ^Считая, что различие культурных ценностей является их осново-||долагающим признаком, он отстаивает идею «неразрешимости» ^йивилизационных противоречий в современном мире, а отсюда Ц1кййзбежность столкновения цивилизаций как главный фактор НЕЛюбальной политики взамен холодной войны.

|   По сути Хантиштон выступает открытым защитником инте-||>есов Запада перед другими соревнующимися цивилизациями. ^Симптоматично само название одного из разделов его публика-|Цйи: «Запад против остального мира»). Специалисты считают его

'!'!1^ !   |       _________^______________

Й<6

| Всего он выделил 37 цивилизаций, из них 21 - были тщательно изучены рим и описаны в основном сочинении - «Исследование истории» в 12 томах,

В934-1961-

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. «Полис». 1994, т. 1, с.35 ^                                                             99


критерии выделения цивилизаций небезупречными, а тезис об активизации цивилизационного самосознания и основанной на этом всеобщей смене классовых, экономических и идеологичес­ких конфликтов национальными и конфессиональными, не толь­ко далекими от реальности, но и опасными для мирового сообще­ства. В условиях геополитической разбалансированности совре­менного мира, связанного с волной межэтнических и межкон­фессиональных конфликтов на всех континентах, задача заклю­чается не в муссировании идей о цивилизационных войнах, а в прямо противоположном - поиске путей взаимопонимания, со­трудничества и постепенного сближения цивилизаций как един­ственной альтернативы всеобщему хаосу и гибели.

Завершая этот краткий анализ, справедливости ради надо еще сказать о том, что значительное влияние на современную фи­лософию истории оказало такое интеллектуальное массовое тече­ние как постмодернизм Это своеобразная и ментальная, и иде­ологическая, негативистская парадигма интерпретации истории причудливо соединила в себе ряд крайностей, но в то же самое время «высветила» совокупность таких черт, особенностей и проблем в существовании и развитии общества, какие были или определенными «табу» для прежней классической науки, или же еще не стали предметом ее исследования. Постмодернизм попы­тался «увидеть» человеческое общество и его историю с противо­положной прежним методологическим установкам стороны. Вместо целостности, единства исторического процесса - акцент на микроуровень, микропроцессы, индивидуальность, локаль­ность, центробежные тенденции, фрагментацию, торжествую­щее разнообразие мира.

С точки зрения методологии - это установка на безгранич­ный плюрализм при осмыслении нестабильности истории, а, значит, и на принципиальное разнообразие познавательных ини­циатив и приемов. История с точки зрения постмодернистов не отличается единством и целостностью, а представляет собой не­предсказуемый поток человеческого бытия, отмеченный беско­нечными трещинами, разломами, провалами и пустотами Следо­вательно, она есть постоянная зона риска и, в лучшем случае, -«совокупность не вполне определившихся шансов и возможнос­тей»48. Она принципиально полицентрична, она ломается, рвет-

100