правность всех цивилизаций в потоке исторического времени, неизбежность их возникновения, расцвета и упадка (Н. Данилевский, О. Шпенглер).
О. Шпенглер (1880-1936) выделял восемь великих культур-цивилизаций: египетскую, вавилонскую, индийскую, китайскую, аполлоновскую (греко-римскую), арабскую (магическую), мексиканскую и западную (фаустовскую).
Для О. Шпенглера цивилизация - это последняя стадия существования культуры, характерными признаками которой являются космополитизм, города-гиганты, мертвая метафизика, вместо истинной религии, масса вместо народа. Он предсказал неизбежный упадок западной цивилизации и выход на историческую арену великой русской культуры.
А. Тойнби (1889-1975) - полагая, что развитие цивилизаций осуществляется благодаря усилиям неординарных творческих личностей, в которых наиболее полно раскрываются возможности человеческой природы, выделял пять живых цивилизаций:
западную, византийскую, исламскую, индуистскую и дальневосточную. Изучая предысторию этих цивилизаций, он пришел к выводу, что это общества третьего поколения. Каждому из них предшествовали цивилизации второго и первого поколений46.
Современный американский историк С. Хантиштон, анализируя общество XX века, находит в нем 8 цивилизаций: завидную, конфуцианскую, японскую, исламскую, индуистскую, православно-славянскую, латиноамериканскую и африканскую47. ^Считая, что различие культурных ценностей является их осново-||долагающим признаком, он отстаивает идею «неразрешимости» ^йивилизационных противоречий в современном мире, а отсюда Ц1кййзбежность столкновения цивилизаций как главный фактор НЕЛюбальной политики взамен холодной войны.
| По сути Хантиштон выступает открытым защитником инте-||>есов Запада перед другими соревнующимися цивилизациями. ^Симптоматично само название одного из разделов его публика-|Цйи: «Запад против остального мира»). Специалисты считают его
'!'!1^ ! | _________^______________
Й<6
| Всего он выделил 37 цивилизаций, из них 21 - были тщательно изучены рим и описаны в основном сочинении - «Исследование истории» в 12 томах,
В934-1961-
Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. «Полис». 1994, т. 1, с.35 ^ 99
критерии выделения цивилизаций небезупречными, а тезис об активизации цивилизационного самосознания и основанной на этом всеобщей смене классовых, экономических и идеологических конфликтов национальными и конфессиональными, не только далекими от реальности, но и опасными для мирового сообщества. В условиях геополитической разбалансированности современного мира, связанного с волной межэтнических и межконфессиональных конфликтов на всех континентах, задача заключается не в муссировании идей о цивилизационных войнах, а в прямо противоположном - поиске путей взаимопонимания, сотрудничества и постепенного сближения цивилизаций как единственной альтернативы всеобщему хаосу и гибели.
Завершая этот краткий анализ, справедливости ради надо еще сказать о том, что значительное влияние на современную философию истории оказало такое интеллектуальное массовое течение как постмодернизм Это своеобразная и ментальная, и идеологическая, негативистская парадигма интерпретации истории причудливо соединила в себе ряд крайностей, но в то же самое время «высветила» совокупность таких черт, особенностей и проблем в существовании и развитии общества, какие были или определенными «табу» для прежней классической науки, или же еще не стали предметом ее исследования. Постмодернизм попытался «увидеть» человеческое общество и его историю с противоположной прежним методологическим установкам стороны. Вместо целостности, единства исторического процесса - акцент на микроуровень, микропроцессы, индивидуальность, локальность, центробежные тенденции, фрагментацию, торжествующее разнообразие мира.
С точки зрения методологии - это установка на безграничный плюрализм при осмыслении нестабильности истории, а, значит, и на принципиальное разнообразие познавательных инициатив и приемов. История с точки зрения постмодернистов не отличается единством и целостностью, а представляет собой непредсказуемый поток человеческого бытия, отмеченный бесконечными трещинами, разломами, провалами и пустотами Следовательно, она есть постоянная зона риска и, в лучшем случае, -«совокупность не вполне определившихся шансов и возможностей»48. Она принципиально полицентрична, она ломается, рвет-
100
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.