Определение философии, специфика ее проблем. Система философских категорий. Философская антропология. Философия морали, страница 4

3.3.1. Логика

Логика - это бог мыслящих.

Л. Фейхтвангер (1884-1958)

Логика - исторически первая, важнейшая и относительно самостоятельная часть философского знания, наука о мышлении, наука о законах, формах и приемах познания мира на ступени аб­страктного мышления, а также о языковых средствах корректного выражения результатов такого познания.

Родоначальником науки логики является выдающийся древ­негреческий философ, ученый-энциклопедист Аристотель, кото­рый изложил свои взгляды на проблемы логики в следующих ос­новных произведениях: «Категории», «Об истолковании», «Ана­литики. Первая и вторая», «Топика» и «О софистических опро­вержениях», позже получивших общее название «Органон».

Аристотель показал, что правильные рассуждения подчиня­ются небольшому числу неизменных законов, независимых от частной природы объектов, о которых идет речь. Ему принадле­жит заслуга открытия и формулировки первых основных законов традиционной логики: закона противоречия, закона исключенно­го третьего, закона тождества, закона достаточного основания.

Огромно богатство идей Аристотеля о понятии (об определе­нии и делении понятия), о таких формах мышления как суждение и умозаключение, о родах бытия и их определениях, о родах свя­зей и их определениях, о родах причин, о правилах построения систем категорий и т. д. Эти идеи определили на многие столе­тия исследования в области логики как в Европе, так и на других континентах.

Таким образом, как философское знание логика выделила в качестве своего предмета универсальные, общие для всех людей исходные правила, принципы и нормы формирования понятий, суждений, умозаключений, правила доказательства, способы ус­тановления и проверки истины. Логика учила и учит тому, как иравильно по форме (структуре) построить рассуждение, чтобы "ри условии верного применения формально-логических законов "ридти к истинному выводу из истинных посылок. Соблюдение "равил традиционной логики - непременное условие последова-'^ьльного, непротиворечивого, обоснованного мышления.

71


Естественно, в дальнейшем логические знания не могли не развиваться и не приобретать все новые черты, особенности, параметры, а также своих ярких- и талантливых выразителей. Стоики, эпикурейцы, схоласты, а позже целый ряд таких выдаю­щихся личностей как Р. Декарт, Т. Гоббс, Г. Лейбниц, П. Гассен-ди, Ф. Бэкон, И. Кант, Гегель и многие другие постоянно и при­стально исследовали все более расширяющийся круг логических проблем.

Классическая формальная логика разделилась со временем на традиционную и математическую логики. В последней, в свою очередь, вскоре возникли свои собственные подразделы: алгебра логики, модальная логика, многозначная логика, вероятностная логика, логика высказываний (исчисление высказываний), вре­менная логика, комбинаторная логика и др. Наряду с этим совре­менные логические знания включают в себя трехзначную логику, деонтическую логику, логику мажоритарную, комплексную логи­ку, кантовскую логику, логику Пор-Рояля и т. д.

Необходимо учитывать, что современное логическое знание очень обширно, многообразно и зачастую носит прикладной или узкоспециальный характер. Вместе с тем в рамках данной книги стоит еще раз напомнить о непреходящей значимости для всех людей того объема логических знаний, которые составляют их традиционную фундаментальную классическую часть, а именно, философскую логику, или, как называли ее древние, тесПсша тепйз (лат. - медицина духа). Логика в этом смысле выступает как наука и искусство правильно прилагать разум к познанию человеком окружающего мира и самого себя. Правильно и точно мыслить необходимо всем людям, так как отличать ложь от исти­ны приходится на каждом шагу, да и научиться ясно, четко и ар­гументировано, лаконично выражать свои мысли - это уже очень существенное достоинство личности. О том, насколько важно грамотно и оперативно выполнять эту работу разуму лидера не приходится и говорить.

Цель философской логики еще и в том, чтобы научить че­ловека анализировать деятельность ума, выражающуюся в об­разовании понятий и суждений, в составлении истинных умо­заключений, в способности руководить и суждениями, и умозак­лючениями.

72