бница к специальному анализу «истин разума» и «истин факта» и т. д.). Поэтому Кант и ставит перед собой задачу: установить различие субъективных и объективных элементов знания. Отсюда и его разграничение «теоретического разума», ориентированного на исследование «сущего», и «практического разума», нацеленного на постижение «должного». Будучи убежденным в том, что каждый тип добываемого знания заслуживает специального анализа, он действительно жестко разграничивает истинное знание, получаемое точными науками, и те формы знания, которые дают миф, искусство, религия. Более того. Кант выделяет уникальность, специфику того знания, которое открывается «практическому разуму», подчеркивая, что это знание особое, знание-призыв, знание-требование, обращенное к нам и определяющее наши поступки56.
И все же, при всем этом, при глубоком и пристальном внимании к специфике разных компонентов знания главным, определяющим в подходе Канта в решаемой проблеме, лейтмотивом его исследований были мечта о «систематическом единстве познания» и глубокое убеждение в необходимости единства теоретического и практического разума, во всеобщ-ственно теоретического и оценочного, ценностного в нем57.
Из этого вытекала и уверенность Канта в оправданности ограничения разума в пользу веры и в приоритете сферы нравственного действия перед научным познанием58.
Следовательно, история развития философского анализа знания, которым располагают люди, отчетливо демонстрирует тенденцию понимания этого знания как целостности, как единого знания, хотя и неоднородного в своем содержании. В лице представителей классической немецкой философии (романтики йенской школы, а также Шеллинг, Фихте и особенно Гегель) впервые философский анализ знания, его природы и структуры приобретает глубокий и специ-I альный характер. Наука теперь рассматривается не столько как нечто противоположное донаучным формам знания, сколько
"Кант И. Соч. в 6 т., М., 1964, т-4, ч.1, с. 304-307, 312.
51
Там же, с. 418. ^Там же, с. 305, 417^18.
111
как развитие этих донаучных форм. Сами донаучные формы знания уже не предстают просто предрассудками, которые следует устранить, а требуют своего специального анализа с целью установить их подлинное значение и место в развитии человеческой культуры. Этими философами утверждаегся идея о принципиальной равноправности разных видов, родов знания, о недопустимости абсолютного противопоставления научного и ненаучного (в смысле даваемого искусством, мифом, этикой) знания, о более тонком понимании проблемы соотношения истинного и ложного знания через понятие относительной истины. Такой подход ни в коей мере не был направлен на то, чтобы подорвать безусловный авторитет и приоритет научного познания и научного знания. Но он приоткрывал еще совсем новую, малоизученную область исследования. Обнаруживалось поле изучения большого разнообразия культурно-исторических форм как продукта деятельности разных исторических субъектов (народов, наций, эпох). Это привело в XX веке к формированию новой области философского знания - культурологии, приобретающей все больший вес в современном духовном пространстве59.
Особенно интересно то, что даже специалисты в области методологии научного познания, истории, логики и методологии науки однозначно пришли к выводу об абсурдности абсолютного разрыва и противопоставления фактологического и ценностного знания, ошибочности следования устаревшей философской теореме: «есть» не может предполагать «должно быть». «Эта теорема - пишет Т. Кун, - стала фактически избитой фразой и нигде не пользуется больше уважением. Множество современных философов показали, что существует весьма важные контексты, в которых нормативные и описательные предложения переплетаются самым теснейшим образом. «Есть» и «должно быть» никоим образом не бывают всегда разделены так, как это казалось»60.
Почему все вышеизложенное так важно для понимания сущности аксиологии?
59
См Введение в философию Под ред И Т. Фролова, М ,1989, т 1, с 178-180 См Кун Т Структура научных революций М , 1977, с 270
112
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.