Д1И о фундаментальных характеристиках общества в их по-
^^тоянном изменении и развитии, о перспективах такого изме-
;^тения и развития.
Как отвечают на этот глобальный вызов современная фи-дософия истории, философия общества? Если, следуя сознательно очерченной для данной работы логике, выделять толь-400 самое существенное, то необходимо отметить ряд следующих положений. Прежде всего, то, что в западноевропейской
.( культуре какое-то время присутствовали явные и неявные попытки вообще уйти от создания общефилософской концепции * общества. Это связано было не только с отмеченными выше идеологическими установками на неприятие макросоциологи-ческого с опорой на науку анализа общества, инициированного К. Марксом. Сказывалось и масштабное давление позитивистского стиля мышления, одержавшего на многие годы победу, как оказалось пиррову, над обращенной к предельным основаниям и смыслам бытия классической метафизикой, то есть, над философией в собственном смысле слова. Другой фактор - это становление и в дальнейшем интенсивное развитие на Западе такой области знания как конкретная или эмпирическая социология Используемые ее новые методики (анкетирование, опросы, интервьюирование, изучение общественного мнения по специальным программам) позволили значительно приблизить социологию и другие гуманитарные области знания к реальной жизни. На этой основе и была предпринята очередная попытка заменить философское знание об об-ВДестве конкретно-социологическим. Особенно она проявила себя в тот период, когда отдельные социологические исследования оформились в достаточно серьезные самостоятельные Области социологического знания (социология семьи, социология предпринимательства, социология рекламы и т. п.).
Разумеется, указанные попытки подмены в принципе не могли быть успешными, так как противостояли объективно и постоянно проявляющейся потребности в целостном философском знании об обществе. Несмотря на непрекращающуюся критику Маркса и его макросоциологического подхода, западноевропейские идеологи вскоре не могли уже игнорировать такой уровень анализа общественных процессов. И в ду-
93
ховном пространстве Запада, а затем и других стран, стали одна задругой появляться теории, претендующие на масштабное и целостное видение общества, его истории и будущих направлений развития
Это были не просто теории В атмосфере постоянных социальных, политических, военных, идеологических и иных потрясений, так характерных для XX века произошли качественные изменения в самих основах общественных наук, которые явились революцией в общественных науках, социальной и политической философии39.
В чем же здесь существо вопроса? К чести западноевропейской философской мысли она постоянно отслеживала как первые признаки кризиса капиталистического общества, так и его последующие многоликие проявления. Тщательно анализировалась стадия империализма, изучение которого было начато еще В. И. Лениным40, и, соответственно, индустриальное и постиндустриальное состояние общества. Признание и осознание кризиса, его тревожных проявлений пробудило к жизни конкретную антикризисную деятельность многочисленных общественных сил. На Западе, как подчеркивают аналитики, произошла массовая добровольная творческая мобилизация общественной мысли для поиска выхода из кризиса, что, собственно, и было революцией в обществознании41- «Массовый «мозговой штурм кризисных коллизий в Европе и Америке увлек не только многочисленных энтузиастов, среди которых оказались крупнейшие исследователи, породившие обширнейшую литературу и практические рекомендации. Особый размах антикризисным изысканиям придал их организованный характер в университетах и научных центрах...»42. Как отмечает И И. Кравченко, «сама же революция состояла в признании истории закономерным, управляемым и познаваемым процессом, в котором возможен выбор пути и знание из-
39
Кравченко И И Общественный кризис XX века и его отражение в ряде западных концепций «Вопросы философии», 2001, №8, с 6
40
См Ленин В И Империализм как высшая стадия капитализма. ПСС, т 27, М Кравченко И И Общественный кризис XX века и его 01ражение в ряде западных концепций «Вопросы философии». 2001, №8, с 8
42 Г Ч -I •> 1
там же 94
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.