Наиболее распространенными, типичными в европейской философии вплоть до 80-х годов XX века были два типа аксио-логических концепций: трансценденталистские и субъективистские, одинаково базирующиеся на указанной дихотомии.
Кардинальное изменение отношения к аксиологии связано с крахом позитивистской парадигмы философствования и с утверждением в интеллектуальной среде Европы нового облика науки, познания, природы и структуры знания, которые были выдвинуты, обоснованы целой плеядой философов, логиков, методологов науки, психологов, социологов и естествоиспытателей нового поколения и нового стиля мышления.
Основное в совершившемся изменении: отказ от дихотомии знания и ценностей, науки и философии, собственно-гносеологического и оценочного в познании. А отсюда - новое позитивное отношение к аксиологии.
Последние десятилетия XX века и настоящее время характеризуются интенсивным развитием аксиологии как важнейшей области философского знания наряду с онтологией, гносеологией, логикой и методологией науки, этикой и эстетикой и др. на основе качественного нового методологического подхода: признания органического присутствия ценностного элемента в содержании и структуре любого знания.
Продолжим дальше специальный, хотя и краткий, анализ состояния дел в современной аксиологии.
Аксиология как часть философского знания, имеющая свой особый предмет, в настоящее время, как уже было отмечено, переживает процесс становления. Это значит, что налицо не только общепринятые, выверенные жизнью, практикой теоретические положения, принципы, идеи, выводы, но и неизбежное присутствие многих мало разработанных аспектов, спорных позиций, дискуссионных вопросов. Исследовательский поиск здесь постоянно расширяется и имеет интересные перспективы. Сейчас становится неотложной задача использования в каждодневной практике наиболее выверенного знания по проблеме ценностей.
Какие же основные положения можно выделить в этом плане?
117
Прежде всего напомним, что по мнению большинства исследователей, следует отказаться от царившей многие десятилетия методологической установки, отстаивавшей дихотомию науки и философии, гносеологии и аксиологии. При всей специфике собственно-теоретического и ценностного подходов к действительности, более того, при всей необходимости скрупулезного логического анализа их отличительных особенностей, то, что их различает, не должно абсолютизироваться. Выявление и отстаивание специфики и стандартов мышления, сложившихся в науке о природе, в математике и математической логике, физике и других точных науках не означает одновременно оправдания крайнего противопоставления, абсолютного разрыва естественнонаучного и ценностного знания, когнитивного и аксиологического- Такая дихотомия резко и неизбежно диссонирует не только с наличием исходного многообразия культуры (не сводимого к науке, являющейся только частью культуры) как фундаментального и существенного факта нашего бытия. Она несовместима с продуктивным культурологическим подходом собственно к познанию, к гносеологии, который в настоящее время все более набирает силу.
Характерный для нашего времени кризис и недостаточность научной субъект-объектной картины мира заставляет со все увеличивающейся доказательностью признать тот факт, что человек - не есть субъект, отделенный от мира каким-то абстрактно-познавательным отношением, а его, мира, органическая часть и, значит, часть объекта познания. Следовательно, знание предстает принципиально неполным, если в него не включен человек и как субъект, и как объект одновременно.
Поэтому перспективный, качественно новый виток познания, очевидно, с неизбежностью будет связан с дальнейшим развитием классической тенденции на понимание гносеологии как отображения целостности, а не фрагментарности, раздвоенности, мозаичности мира.
Отображение же целостного мира в методологическом плане требует ухода от дихотомии, отказа от нее как крайности и поиск путей сопряжения, соединения разных родов, типов знания, а также законов, принципов их внутренней согласованности или соподчиненности.
118
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.