Определение философии, специфика ее проблем. Система философских категорий. Философская антропология. Философия морали, страница 19


! ся, течет несколькими разнородными потоками, и будущее этих ротоков неопределенно.

Отвергнув высокие стандарты научного знания, постмодер-яизм объявил «право на восстание против разума» (М. Фуко), уравнял профессионалов и непрофессионалов в их способности изучать и объяснять мир. На место единой человеческой истории

-становление как самодостаточный процесс. С данной точки зре-яия нет Истории, а есть только отдельные истории эпохально и континентально различных группировок и их миров, а, значит, и нет истории человечества (М. Мюллер) Наряду с бытовавшим ранее упрощенным однолинейным детерминизмом прогрессист-ской модели развития такая позиция есть другая крайность, но все же в ней есть и позитивное зерно. Она бьет тревогу, указы­вая на усыпляющую роль прежних «непреложных» истин об об­ществе, высмеивает утверждение идеи (Фукуяма, Тоффлер и др) об однонаправленном капиталистическом ходе развития.

Существует и другая, более резкая и в то же время серьезно аргументированная оценка постмодернизма как философии аб­сурда, разрушения, расшатывания фундаментальных основ че­ловеческой культуры, морали, гуманистических идеалов и уст­ремлений. С этой точки зрения, насаждаемые постмодернизмом идеи иррационализма, релятивизма, ирреализма и неограничен­ной свободы личности оборачиваются для общества апологией хаоса, безответственности, вакханалией ничтожеств, неся пря­мые угрозы сохранению целостности и жизнестойкости земной цивилизации49.

Что можно сказать в конце краткого обзора этих наиболее из­вестных и популярных в настоящее время концептуальных под­ходов в рамках современной «философии истории»?

49

См. Мюллер М Смысловые толкования истории «История философии» Антология Аспекч-Пресс, 1994, Бауман 3 Спор о постмодернизме «Соци­ологический журнал», 1994, № 4

Дубровский Д И Постмодернистская мода «Вопросы философии», 2001,

-№ 8 С критикой постмодернизма выступили многие другие ав-юры, чьи обстоятельные исследования характеризуют собой нарастающее сопротив­ление отмеченному подходу См об этом, например I обозов И Л Кризис современной эпохи и философский постмодернизм «Философия и обще­го», 2000, №2, Юлина И С Деннет о вирусе постмодернизма «Вопросы философии», 2001, №8

101


Главные из них, и «формационно-стадиальный», и «циви-лизационный», при всех спорах об их теоретических основа­ниях представляют собой весьма серезные исследования об­щества. Очевидно, перспектива их дальнейшего развития за­висит от успехов в поиске их органического единства, спосо­бов вычленения наиболее достоверного эвристического зна­ния об обществе, достигнутого в результате применения каж­дой из этих методологий. Ведь, если «формационно-стадиаль­ный» подход позволяет осмыслить историю «по вертикали», выделяя базисные ее характеристики, то это отнюдь не исклю­чает, а, наоборот, предполагает осмысление ее «по горизонта­ли» - во всем многообразии культурно-цивилизационных проявлений жизни50.

Разумеется, это предполагает длительную, основатель­ную, критическую работу профессионалов-философов, наце­ленную не на временные идеологически окрашенные ориен­тиры, а на новое переосмысление вечной проблемы предель­ных оснований и смыслов кардинально меняющейся социаль­ной действительности. Необходим поиск качественно новой парадигмы дальнейшего существования и развития человече­ства, изучение всех возможных альтернатив бытия общества, отличающегося сегодня резко выраженной нестабильностью, всеобщим системным кризисом и значительной неопреде­ленностью.

Очевидно, будущее в модернизирующемся содержании современной философии истории и философии общества при­надлежит подходам и концепциям, наиболее полно и крити­чески учитывающим все позитивные идеи и прозрения уже осуществленного анализа общества и соединяющим их с твор­ческим поиском нового истинного знания. Сегодня необходим качественно иной уровень анализа, избегающий ранее имев­ших место крайностей. Возможно, что концепция, разрабаты­ваемая Ю- И. Семеновым, может в настоящее время рассмат­риваться как весьма убедительная иллюстрация именно такого поворота в проблемном поле философии истории51.

50

Философия истории. Под ред. А. С. Панарина. М., 1999, с. 391-397 См.: Семенов Ю- И. Всемирная история как единый процесс развития чело­вечества во времени и в пространстве. «Философия и общество». 1997, № 1.

102