! ся, течет несколькими разнородными потоками, и будущее этих ротоков неопределенно.
Отвергнув высокие стандарты научного знания, постмодер-яизм объявил «право на восстание против разума» (М. Фуко), уравнял профессионалов и непрофессионалов в их способности изучать и объяснять мир. На место единой человеческой истории
-становление как самодостаточный процесс. С данной точки зре-яия нет Истории, а есть только отдельные истории эпохально и континентально различных группировок и их миров, а, значит, и нет истории человечества (М. Мюллер) Наряду с бытовавшим ранее упрощенным однолинейным детерминизмом прогрессист-ской модели развития такая позиция есть другая крайность, но все же в ней есть и позитивное зерно. Она бьет тревогу, указывая на усыпляющую роль прежних «непреложных» истин об обществе, высмеивает утверждение идеи (Фукуяма, Тоффлер и др) об однонаправленном капиталистическом ходе развития.
Существует и другая, более резкая и в то же время серьезно аргументированная оценка постмодернизма как философии абсурда, разрушения, расшатывания фундаментальных основ человеческой культуры, морали, гуманистических идеалов и устремлений. С этой точки зрения, насаждаемые постмодернизмом идеи иррационализма, релятивизма, ирреализма и неограниченной свободы личности оборачиваются для общества апологией хаоса, безответственности, вакханалией ничтожеств, неся прямые угрозы сохранению целостности и жизнестойкости земной цивилизации49.
Что можно сказать в конце краткого обзора этих наиболее известных и популярных в настоящее время концептуальных подходов в рамках современной «философии истории»?
49
См. Мюллер М Смысловые толкования истории «История философии» Антология Аспекч-Пресс, 1994, Бауман 3 Спор о постмодернизме «Социологический журнал», 1994, № 4
Дубровский Д И Постмодернистская мода «Вопросы философии», 2001,
-№ 8 С критикой постмодернизма выступили многие другие ав-юры, чьи обстоятельные исследования характеризуют собой нарастающее сопротивление отмеченному подходу См об этом, например I обозов И Л Кризис современной эпохи и философский постмодернизм «Философия и общего», 2000, №2, Юлина И С Деннет о вирусе постмодернизма «Вопросы философии», 2001, №8
101
Главные из них, и «формационно-стадиальный», и «циви-лизационный», при всех спорах об их теоретических основаниях представляют собой весьма серезные исследования общества. Очевидно, перспектива их дальнейшего развития зависит от успехов в поиске их органического единства, способов вычленения наиболее достоверного эвристического знания об обществе, достигнутого в результате применения каждой из этих методологий. Ведь, если «формационно-стадиальный» подход позволяет осмыслить историю «по вертикали», выделяя базисные ее характеристики, то это отнюдь не исключает, а, наоборот, предполагает осмысление ее «по горизонтали» - во всем многообразии культурно-цивилизационных проявлений жизни50.
Разумеется, это предполагает длительную, основательную, критическую работу профессионалов-философов, нацеленную не на временные идеологически окрашенные ориентиры, а на новое переосмысление вечной проблемы предельных оснований и смыслов кардинально меняющейся социальной действительности. Необходим поиск качественно новой парадигмы дальнейшего существования и развития человечества, изучение всех возможных альтернатив бытия общества, отличающегося сегодня резко выраженной нестабильностью, всеобщим системным кризисом и значительной неопределенностью.
Очевидно, будущее в модернизирующемся содержании современной философии истории и философии общества принадлежит подходам и концепциям, наиболее полно и критически учитывающим все позитивные идеи и прозрения уже осуществленного анализа общества и соединяющим их с творческим поиском нового истинного знания. Сегодня необходим качественно иной уровень анализа, избегающий ранее имевших место крайностей. Возможно, что концепция, разрабатываемая Ю- И. Семеновым, может в настоящее время рассматриваться как весьма убедительная иллюстрация именно такого поворота в проблемном поле философии истории51.
50
Философия истории. Под ред. А. С. Панарина. М., 1999, с. 391-397 См.: Семенов Ю- И. Всемирная история как единый процесс развития человечества во времени и в пространстве. «Философия и общество». 1997, № 1.
102
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.