гардений. Относительно понятия «бытие» и философского учения О бытии (онтологии) в прошлой и современной духовной культуре велись и ведутся острые дискуссии.
3.3. 3. Теория познания (эпистемология, гносеология)
< Если путь твой к познанию мира ведет, Как бы ни был он долог и труден - вперед! Фирдоуси(ок. 934 - ок. 1020)
Теория познания, эпистемология (греч. ер1$(ете - знание и 1о@08 - учение, слово), гносеология. Термин гносеология имеет тот же смысл, что и остальные два (греч. §по51з ~ знание, 1о§05 -учение, слово). В этой книге употребляется в основном термин «теория познания».
Теория познания - это неотъемлемая структурная часть системы философского знания, раздел философии, изучающий возможности познания мира человеком, взаимоотношения субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, вопрос об истине, критерии истинности и достоверности знания. Центральным в гносеологии является исследование сущности познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания. С этим связано специальное изучение феномена сознания, его сути, структуры, особенностей мышления, как высшей формы сознания, отношения сознания и материи. Кроме этого эпистемология (гносеология, теория познания) включает в поле своего анализа еще целый ряд «вечных вопросов», таких как соотношение чувственного и логического в познании, отношение содержания и формы мышления в связи с развитием методов логической формализации, вопрос о принципиальных возможностях автоматизации интеллектуального труда и многое др.
Теория познания также выступает как область философского знания, изучающая предпосылки, средства и принципы организации познавательной деятельности человека. В силу этого она в Центре своего изучения удерживает анализ всей совокупности познавательных основополагающих универсальных средств, методов, приемов, используемых в какой-либо науке. Этим она выполняет особую функцию — логико-методологическую-
75
Очень важным в общем объеме задач теории познания (эпи-стемологии, гносеологии) является описание и анализ этапов научного познания, анализ языка науки, выявление сферы применимости отдельных мыслительных процедур и методов (объяснение, истолкование, понимание, доказательство и т. п.). В этот круг входят и вопросы о смысле научного познания, его взаимоотношения с другими сферами жизни общества, то есть, рассмотрение науки с точки зрения практики, культуры, интересов человека. На этой осноге в XX веке особо выделились специальная область философского анализа - «философия науки».
Теория познания изучает различные другие, ненаучные способы и приемы постижения человеком окружающего мира и самого себя, анализирует различные типы рациональности, механизмы их включения в ту или иную культуру, способы и результативность влияния на массовое, корпоративное или индивидуальное сознание, а также на основные тенденции развития общества в целом.
Сказанного вполне достаточно, чтобы отчетливо представить себе очертание главного содержания такой области философского знания как теория познания (эпистемология, гносеология).
Заметим в заключение, что и в специальной философской и в популярной литературе для обозначения рассмотренной части философии в последнее время все чаще употребляется выражение «философия знания», куда включаются гносеология, философия науки, методология науки, эпистемология.
По общему признанию «философия знания» - одна из наиболее сложных и в то же время наиболее разработанных областей философии, представляющая собой, по сути, междисциплинарное исследование упомянутых проблем с использованием результатов логики, истории науки, культурологии, социологии идр25.
Как и в любой другой области философского знания здесь также постоянно ведутся интенсивные специальные исследования и имеются многочисленные публикации их результатов. Некоторые из них: Гадамер X. Г. Истина и метод. (1960); Кун Т. Структура научных революций. (1963); Тулмин С. Человеческое понимание (1972), Знать и действовать (1976); Степин В. С. Теоретическое знание (2000); Овчинников Н. Ф. Знание - болевой нерв философской мысли (к истории концепций знания от Платона до Поппера). «Вопросы философии», 2001, №1,2.
76
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.