Определение философии, специфика ее проблем. Система философских категорий. Философская антропология. Философия морали, страница 6


гардений. Относительно понятия «бытие» и философского учения О бытии (онтологии) в прошлой и современной духовной культу­ре велись и ведутся острые дискуссии.

3.3. 3. Теория познания (эпистемология, гносеология)

<               Если путь твой к познанию мира ведет, Как бы ни был он долог и труден - вперед! Фирдоуси(ок. 934 - ок. 1020)

Теория познания, эпистемология (греч. ер1$(ете - знание и 1о@08 - учение, слово), гносеология. Термин гносеология имеет тот же смысл, что и остальные два (греч. §по51з ~ знание, 1о§05 -учение, слово). В этой книге употребляется в основном термин «теория познания».

Теория познания - это неотъемлемая структурная часть си­стемы философского знания, раздел философии, изучающий воз­можности познания мира человеком, взаимоотношения субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, вопрос об истине, критерии истинно­сти и достоверности знания. Центральным в гносеологии являет­ся исследование сущности познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания. С этим связано спе­циальное изучение феномена сознания, его сути, структуры, осо­бенностей мышления, как высшей формы сознания, отношения сознания и материи. Кроме этого эпистемология (гносеология, теория познания) включает в поле своего анализа еще целый ряд «вечных вопросов», таких как соотношение чувственного и логи­ческого в познании, отношение содержания и формы мышления в связи с развитием методов логической формализации, вопрос о принципиальных возможностях автоматизации интеллектуаль­ного труда и многое др.

Теория познания также выступает как область философского знания, изучающая предпосылки, средства и принципы организа­ции познавательной деятельности человека. В силу этого она в Центре своего изучения удерживает анализ всей совокупности по­знавательных основополагающих универсальных средств, мето­дов, приемов, используемых в какой-либо науке. Этим она выпол­няет особую функцию — логико-методологическую-

75


Очень важным в общем объеме задач теории познания (эпи-стемологии, гносеологии) является описание и анализ этапов научного познания, анализ языка науки, выявление сферы приме­нимости отдельных мыслительных процедур и методов (объясне­ние, истолкование, понимание, доказательство и т. п.). В этот круг входят и вопросы о смысле научного познания, его взаимоотно­шения с другими сферами жизни общества, то есть, рассмотре­ние науки с точки зрения практики, культуры, интересов челове­ка. На этой осноге в XX веке особо выделились специальная область философского анализа - «философия науки».

Теория познания изучает различные другие, ненаучные спо­собы и приемы постижения человеком окружающего мира и са­мого себя, анализирует различные типы рациональности, меха­низмы их включения в ту или иную культуру, способы и резуль­тативность влияния на массовое, корпоративное или индивиду­альное сознание, а также на основные тенденции развития обще­ства в целом.

Сказанного вполне достаточно, чтобы отчетливо представить себе очертание главного содержания такой области философско­го знания как теория познания (эпистемология, гносеология).

Заметим в заключение, что и в специальной философской и в популярной литературе для обозначения рассмотренной части философии в последнее время все чаще употребляется выраже­ние «философия знания», куда включаются гносеология, филосо­фия науки, методология науки, эпистемология.

По общему признанию «философия знания» - одна из наи­более сложных и в то же время наиболее разработанных об­ластей философии, представляющая собой, по сути, междис­циплинарное исследование упомянутых проблем с использова­нием результатов логики, истории науки, культурологии, социо­логии идр25.

Как и в любой другой области философского знания здесь также постоян­но ведутся интенсивные специальные исследования и имеются многочис­ленные публикации их результатов. Некоторые из них: Гадамер X. Г. Истина и метод. (1960); Кун Т. Структура научных революций. (1963); Тулмин С. Человеческое понимание (1972), Знать и действовать (1976); Степин В. С. Теоретическое знание (2000); Овчинников Н. Ф. Знание - болевой нерв фи­лософской мысли (к истории концепций знания от Платона до Поппера). «Вопросы философии», 2001, №1,2.

76