Определение философии, специфика ее проблем. Система философских категорий. Философская антропология. Философия морали, страница 8

дае о противоречивости и взаимозависимости их движения. Ж|оЭТ'ому неслучайно диалектику называют еще «наукой о связях» ^Энгельс).

;; Диалектика выступает в двух ипостасях: как философское учение об изменении, вечной трансформации объективного мира (©биективная диалектика) и как философское учение о движении мысли (субъективная диалектика).

;% Реальная многозначность, подвижность, изменчивость бы-ткя. всегда требует адекватного осмысления. Вечно изменяющий­ся мир может быть постигнут человеком только через гибкую, подвижную, творческую мысль, через диалектическое, а не дог­матическое или консервативное мышление. Диалектика и высту­пает как такое понимание мира и такой способ мышления, при ююром различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в про­цессах изменения, развития26. В этом своем значении диалектика всегда выступает как методология познания, как область фило­софского знания, способствующая формированию у человека критического и творческого мышления.

Следует специально подчеркнуть тот факт, что многочислен­ные исследования проблем диалектики мышления претерпели в последнее время значительные изменения, серьезно углубили свое прежнее содержание за счет радикального пересмотра мно­гих традиционных проблем познания и способов их объяснения.

Кратко основное сводится к следующему. Интенсивное раз­витие науки в XX веке привело наряду с большими открытиями к обнаружению целого ряда парадоксов, разрешение которых бы­ло невозможным в рамках старого одноплоскостного мышления. Новая, неклассическая наука, подобравшись ближе к феномену многомерной сущности мира, должна была отказаться от старого образа рациональности, от устаревшего истолкования места и ро-•ли в ней антиномий (внутренних противоречий), требовала при­знания неизбежности существования различных логических про­странств познания в силу существования множества отдельных реальных и возможных миров27. Фактически требовался качест-

ц'~~'""""—————————

„См. Фролов И- Т. Введение в философию. М., 1989, ч.2, с,106.

См. Лазарев Ф. В., Трифонова М. К. Философия. Симферополь, 1999, С.125-133.

79


венно новый скачок в гносеологии, в объяснении сущности по­знания, переход к принятию принципа многомерности мышле­ния. Осмысление такого качества разума как его многомерность является сегодня наиболее актуальной задачей.

Уяснение современного содержания философской диалекти­ки и, в частности, диалектики мышления человеком-лидером дает ему не только адекватное понимание действительности, спа­сает от упрощенного подхода к ней, освобождает от иллюзий, но и вооружает умением диалектической полемики с оппонентами, что также имеет непреходящее значение.

Мышление такого лидера оказывается подготовленным к то­му, чтобы обсуждать сложные проблемы не изолированно, а в их глубоких и разнообразных взаимосвязях, выявлять, понимать, оценивать разные, порой взаимоисключающие точки зрения, по­зиции, подходы. Оно ориентировано не на подавление, духов­ное уничтожение оппонента, а на поиск истины и выработку обо­снованных оптимальных решений любых сложных проблем.

Творческое диалектическое системное многомерное мышле­ние современных лидеров это и жгучая проблема, и настоятель­ная необходимость как для настоящего, так и для будущего.

3. 3. 5. Философия общества

Как жить дальше в обществе, кото­рое карает за мудрость7 Каким дол­жно быть общество, построенное в полном соответствии с мудростью? Платон (428-348 до н. э.)

Философия общества, социальная философия, филосо­фия социума - вот наиболее часто встречающиеся названия сле­дующей предельно важной области философского знания.

Как ясно из самих употребляемых определений, речь идет о вычленении знания, раскрывающего базисные характеристики человеческого общества как особой формы бытия. Специалиста­ми особо выделяется также философия истории как область зна­ния, предметом которой является логика и динамика всемирно-исторического процесса. В данном тексте изложение основного

80