дае о противоречивости и взаимозависимости их движения. Ж|оЭТ'ому неслучайно диалектику называют еще «наукой о связях» ^Энгельс).
;; Диалектика выступает в двух ипостасях: как философское учение об изменении, вечной трансформации объективного мира (©биективная диалектика) и как философское учение о движении мысли (субъективная диалектика).
;% Реальная многозначность, подвижность, изменчивость бы-ткя. всегда требует адекватного осмысления. Вечно изменяющийся мир может быть постигнут человеком только через гибкую, подвижную, творческую мысль, через диалектическое, а не догматическое или консервативное мышление. Диалектика и выступает как такое понимание мира и такой способ мышления, при ююром различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения, развития26. В этом своем значении диалектика всегда выступает как методология познания, как область философского знания, способствующая формированию у человека критического и творческого мышления.
Следует специально подчеркнуть тот факт, что многочисленные исследования проблем диалектики мышления претерпели в последнее время значительные изменения, серьезно углубили свое прежнее содержание за счет радикального пересмотра многих традиционных проблем познания и способов их объяснения.
Кратко основное сводится к следующему. Интенсивное развитие науки в XX веке привело наряду с большими открытиями к обнаружению целого ряда парадоксов, разрешение которых было невозможным в рамках старого одноплоскостного мышления. Новая, неклассическая наука, подобравшись ближе к феномену многомерной сущности мира, должна была отказаться от старого образа рациональности, от устаревшего истолкования места и ро-•ли в ней антиномий (внутренних противоречий), требовала признания неизбежности существования различных логических пространств познания в силу существования множества отдельных реальных и возможных миров27. Фактически требовался качест-
ц'~~'""""—————————
„См. Фролов И- Т. Введение в философию. М., 1989, ч.2, с,106.
См. Лазарев Ф. В., Трифонова М. К. Философия. Симферополь, 1999, С.125-133.
79
венно новый скачок в гносеологии, в объяснении сущности познания, переход к принятию принципа многомерности мышления. Осмысление такого качества разума как его многомерность является сегодня наиболее актуальной задачей.
Уяснение современного содержания философской диалектики и, в частности, диалектики мышления человеком-лидером дает ему не только адекватное понимание действительности, спасает от упрощенного подхода к ней, освобождает от иллюзий, но и вооружает умением диалектической полемики с оппонентами, что также имеет непреходящее значение.
Мышление такого лидера оказывается подготовленным к тому, чтобы обсуждать сложные проблемы не изолированно, а в их глубоких и разнообразных взаимосвязях, выявлять, понимать, оценивать разные, порой взаимоисключающие точки зрения, позиции, подходы. Оно ориентировано не на подавление, духовное уничтожение оппонента, а на поиск истины и выработку обоснованных оптимальных решений любых сложных проблем.
Творческое диалектическое системное многомерное мышление современных лидеров это и жгучая проблема, и настоятельная необходимость как для настоящего, так и для будущего.
3. 3. 5. Философия общества
Как жить дальше в обществе, которое карает за мудрость7 Каким должно быть общество, построенное в полном соответствии с мудростью? Платон (428-348 до н. э.)
Философия общества, социальная философия, философия социума - вот наиболее часто встречающиеся названия следующей предельно важной области философского знания.
Как ясно из самих употребляемых определений, речь идет о вычленении знания, раскрывающего базисные характеристики человеческого общества как особой формы бытия. Специалистами особо выделяется также философия истории как область знания, предметом которой является логика и динамика всемирно-исторического процесса. В данном тексте изложение основного
80
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.