Это действительно важно прежде всего потому, что позволяет видеть в аксиологии неотъемлемую органичную сторону единого целостного знания как части человеческой культуры. Однако в культуре как раз XX века сформировалась и стала себя очень агрессивно проявлять и другая позиция, другая точка зрения, исходящая из резкого противопоставления указанных родов знания, указанных типов суждений.
Наиболее последовательно такую позицию представляет позитивистская парадигма философствования, которая довела отмеченное противопоставление до дихотомии (резкого разрыва) науки и философии, науки и аксиологии.
В этом смысле и иррационалистическая, и религиозная, и прагматическая, и антропологическая трактовка аксиологи-ческих проблем по сути своей одноплановы, независимо от того, носят ли они субъективистский, объективистский или натуралистический характер.
«Без всякого сомнения, эти идеи о ценности субъективны» -безапелляционно утверждал М. Вебер. «Ценность - есть любой объект любого интереса» - заявлял Р. Перри. «Все наши ценности ~ от природы нашего бога» - вот аксиологическое кредо неотомизма, высказанное устами одного из его признанных лидеров - Ж. Мартена
Как видим, при всем внешнем различии присутствует однозначность в понимании аксиологии как антипода науки, а мира ценностей как носящего или субъективистский или трансцендентальный характер, где нет места научному анализу. Такое понимание парадоксальным образом очень долго уживалось с существованием постоянного интереса многих философов, социологов, политиков, этиков, психологов и в целом массового сознания к проблеме ценностей. На практике аксиологические подходы используются во многих случаях как элементы рационального анализа, при разработке множества конкретных методик, тестов, практических рекомендаций по аксиологическим вопросам, активно внедряемых в воспитательные и образовательные системы различных стран Европы. И в то же самое время многочисленные аксиологические концепции, в изобилии появившиеся в XX веке и ставящие задачу изучить ценностное отношение к миру, описать катего-
113
риальный аппарат, дать классификацию различных систем ценностей, их иерархию, критерии и т. п., многие десятилетия с момента самоопределения аксиологии и до 80-х годов XX века оставались в жестких рамках отмеченной дихотомичной установки и в существе своем определялись ею.
Однако, перелом назревал и во второй половине XX в. в недрах культуры ситуация начинает меняться кардинальным образом. Что же происходит?
Как отмечено выше, реальная жизнь все настойчивее посылала сигналы о неадекватности дихотомичного понимания природы, типа, структуры и содержания знания, более того - о возможных катастрофических его последствиях. Уже первые ядерные взрывы, потрясшие планету, властно заставили каждого, даже далекого от науки человека понять, что этика ученого, его ценностные ориентации, нравственные нормы, принципы, идеалы не есть ни абстракция, ни нечто обособленное от научного поиска. Надвинувшиеся затем на человечество со всей своей беспощадностью экологическая, ресурсная, энергетическая, демографическая и другие глобальные проблемы современности многократно усилили эффект такого понимания-прозрения.
Параллельно с этим развертывается и целая система специальных теоретических исследований философов, психологов, историков науки, социологов, а также естествоиспытателей и культурологов, которые утверждают новый взгляд на анализируемую проблему, подвергают сокрушительной критике прежнюю методологическую установку и ее позитивистские и постпозитивистские обоснования. Целая плеяда оригинальных исследователей (назовем для краткости только имена наиболее известных и популярных из них - Э. Агацци, Т. Кун, С. Тулмин, Ю. Хабермас, П. Фейерабенд) своими несхожими, но аргументированными работами утвердила через некоторое время в интеллектуальной среде Европы вместо старого (кумулятивного) новый - парадигмальный, пульсирующий и поливариантный образ современной науки, научного познания. Показывая несостоятельность позитивистского объективизма с его стерильным, отстраненным от чьих-либо интересов образом науки, стоящим как бы над живой жизнью и ее много-
114
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.