^•ууя^елъно упрощено и поэтому все эти понятия употребляли^ как синонимы
1 ^ Отметим прежде всего то, что это, с одной стороны, тео-цетйчески далеко не полно разработанная часть проблемного дщяя философии, а, с другой, характеризующаяся острым, за-одстую ожесточенным столкновением мнений. Это и не уди-йп^льно, так как теоретическая модель общества и стремлений определять в соответствии с ней социальную стратегию непосредственно затрагивают коренные интересы и потребно-ййй людей и в силу этого часто приобретают особую политическую остроту.
Остановимся несколько подробнее на главных вехах в становлении философского знания об обществе в человеческой культуре в целом и на основных подходах к его интерпретации в философии XX века и на современном состоянии этого жизненно важного для любого лидера вопроса. Еще раз напомним, что данный очерк не преследует целей обучения. Задача заключается в другом ~ коротко, только по главным пунктам, осветить современное состояние исследований в этой «Горячей» области, выделить наиболее известные методологические установки и принципы анализа общества.
Естественно, что философский анализ общества жизнен-То необходим каждой эпохе, поколению, личности. Его цель - выделение и исследование сущностных универсальных свойств, связей и отношений социума как целостной уникальной системы.
Попытками такого анализа пронизана вся история человеческой культуры. Однако результаты предпринимавшихся интеллектуальных усилий на протяжении многих столетий Оказывались весьма скромными. Основной причиной такого положения дел являлась и является в первую очередь реальная и огромная сложность, поразительная разнообразность социальных процессов и явлений, лавинообразный поток фактов, событий и изменений, трудно поддающихся теоретическому анализу.
И все же, при всем этом, философия с самых первых шагов своего становления уже включала в качестве важнейших Р^ионально обоснованные концепции общества (Сократ,
81
Платон, Аристотель, Конфуций и др.), которые, по общему признанию, оказали огромное влияние и на последующие столетия.
Замедленный ритм социальных преобразований на протяжении ряда эпох, на огромном историческом отрезке времени, начиная с первых шагов человеческой цивилизации вплоть до ХУГ-ХУП веков., способствовал формированию таких представлений об обществе, согласно которым оно рассматривалось как раз и навсегда данное, в основаниях своих неизменное и имеющее предначертанные характеристики и периоды существования. Многие столетия господствующим было идеалистическое понимание истории, абсолютизирующее роль духовного начала (Идея, Мировой Разум, Бог), превращающее его в определяющую силу исторического процесса. В свою очередь, в идеалистическом понимании истории решающее слово было за религиозным истолкованием в силу большого влияния церкви как социального института, прямо и опосредованно использующего его в борьбе за власть или же за влияние на власть.
Прогрессивные мыслители ХУ11-Х1Х веков в условиях резкого ускорения всех социальных изменений, опираясь на интенсивное развитие науки, решительно выступили за рациональное, аргументированное знание об обществе. Это был качественно новый интеллектуальный рывок, осуществлявшийся многими мыслителями, но наиболее ярко выразившийся в работах Дж. Вико, Ж. А. Кондорсе, И. Г. Гердера, Ф. В. Шеллинга, Г. Гегеля и др.
Наиболее влиятельной концепцией на общем теоретическом уровне, начиная с середины XIX века, становится диалек-тико-материалистическое понимание истории, осуществленное выдающимся немецким мыслителем К. Марксом.
Возможность создания аргументированной концепции общества была органически связана с поиском таких принципов и подходов к анализу общественных явлений, которые позволили бы применить общенаучный критерий повторяемости и, таким образом, свести ошеломляющее многообразие индивидуального к типичному социальному и, следовательно, найти путь к выявлению объективных закономерностей и тенденций общественного развития.
82
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.