человека на собственный, ничем не ограничиваемый выбор, предпочтение. Такая ситуация отражена в известном выражении «О вкусах не спорят». Однако понятно, что эстетически воспринимающий мир человек - это не абстракция, а живая конкретная личность, погруженная в водоворот жизни, в систему самых разных общественных связей и отношений (экономических, социально-политических, идеологических, бытовых, семейных, межличностных и т. д.). Следовательно, ее, этой личности, эстетическое восприятие мира преломляется через всю систему имеющихся общественных связей и принятую личностью систему духовных ценностей. Прямо и непосредственно влияют на эстетический выбор моральные нормы личности. Многовековой опыт людей доказывает безусловный и глубокий характер именно такой связи. Утонченный эстетический вкус в большинстве случаев несовместим с примитивной, ущербной моралью, с безнравственностью.
3. 3. 10. История философии
История философии есть выражение всечеловеческого процесса искания истины...
В. Соловьев (1853-1900)
Органичной частью системного философского знания является и история философии, которая представляет собой как бы особую летопись титанических усилий творческого человеческого духа по осмыслению и объяснению бытия. Разумеется, эта летопись писалась и пишется людьми, следовательно, в ней всегда заметны элементы симпатий и антипатий, предпочтений и отказов в признании. И тем не менее - история философии - бесценный компонент культуры, так как она дает возможность понять развитие мысли человечества в многотрудном опыте познания и мира, и самой мысли через непрерывный процесс смены одних исторических эпох другими, одних философских концепций - другими, старых кумиров -новоявленными, как и придти к осознанию их закономерного ухода.
135
История философии часто определяется как наука о возникновении и развитии философских знаний человечества, как область, исследующая их эволюцию и практическое вхождение в материальную и духовную жизнь. Можно определять историю философии как процесс развития философского познания мира и его последовательного вербального описания. В любом случае существенно то, что знакомство с историей философии представляет собой для каждой личности серьезный шанс для углубления и расширения собственного мировосприятия, мировоззрения, для усиления целой гаммы свойств и черт собственного сознания, для совершенствования теоретического мышления.
«Теоретическое мышление - писал Ф.Энгельс - является прирожденным свойством только в виде способности. Эта способность должна быть развита, усовершенствована, а для этого не существует до сих пор никакого иного средства, кроме изучения всей предшествующей философии»68.
История философии открывает путь к целостному видению и пониманию основных вех истории ищущего человеческого духа, помогает понять действительное место и значение возникающих философских идей и концепций. Она также позволяет определить всю ту совокупность исторических условий (экономических, социально-политических, духовных и других), которые вызывают к жизни каждую данную философскую теорию, аргументирование объясняет внутреннюю логику развития философского знания, основные закономерности, которым оно подчиняется.
Естественно, что история философии «пишется» всем человеческим сообществом, она отражает «дыхание» всех исторических эпох и всех континентов Земли. Вместе с тем, как уже отмечалось, существует глубокое различие между культурой того или иного народа, его «философствованием» с одной стороны, и собственно философией как целенаправленно и специально вырабатываемым знанием, с другой. Известно, что «многие народы, обогатившие человечество величайшими культурными достижениями, никак не реализовали себя на
Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20, с.Збб. 136
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.