В духовной культуре последних столетий прошли достаточно острые дискуссии, показавшие явную несостоятельность двух крайних подходов: попыток утверждать будто вся философия есть история философии и, наоборот, отрицающих тот факт, что история философии является существенным и относительно самостоятельным элементом философии. Все это уже в прошлом. В настоящее время разговор идет о том, что история философии может постигаться самыми разнообразными способами. В частности, она может быть осознана как «история философских проблем», как «история философских систем», как «история философских личностей», как «история философских понятий», и, что каждый из подходов представляет собой лишь грань, одну из возможных позиций и перспектив осмысления истории философии72.
Главное же в том, что с этого времени история философии стала не только рассматриваться как необходимая и существенная часть философии, но и превращаться, хотя и с большими трудностями, в «философию истории философии». В наибольшей степени этому содействовали работы К. Яспер-са с его важнейшим выводом о том, что «наглядно в ее истинном свете мы можем увидеть историю философии только вместе со всемирной историей»73, а также исследования М. Хай-деггера и X. Гадамера74.
Помещенное в этой книге Приложение 1 «Основные этапы истории философской мысли в европейской культуре...» поможет человеку-лидеру предпринять первое краткое знакомство с основным содержанием истории европейской философии, увидеть перспективы дальнейшей работы в этом направлении.
Таковы основные структурные части современного системного философского знания и краткое описание их сути для практической повседневной ориентации личности.
См.: Перов Ю. В. Проект философской истории философии Карла Яспер-
са. Вступительная статья к книге К.Ясперса Всемирная история философии.
Введение. СпБ., 2000.
Ясперс К. Всемирная история философии. Введение. СпБ., 2000, с.71. См. также Истории философии: Запад-Россия - Восток, в 4-х томах, под.
ред. Н. В. Мотрошиловои и А. М. Руткевича. М., 1996-1999.
139
Выводы.
Разумеется, все изложенное в разделе «Философский минимум для лидера» это только главные контуры величественной и сложной, лабиринтной архитектуры целостного здания философии. Данный текст это скорее карта собственно «философской территории» в основных ее очертаниях с некоторыми разъяснениями и неизбежными комментариями. Она не ставит своей целью и не может заменить собой имеющиеся на этой территории поразительные и содержательные глубины многообразных концепций, а также не меркнущую во времени яркость многочисленных интерпретаций, неповторимость позиций, имен, взглядов, принципов, понимания силы влияния на современников и на ход событий прошлых и будущих эпох. Но она, безусловно, поможет быстро уяснить, как это сделать при первой же необходимости или при первом же желании. Как и понять, как и где искать ответы на все волнующие в практической жизни вопросы.
***
На этом можно закончить изложение «Философского минимума для лидера». Как говорили древние: «яариепй &а1! -разумному достаточно!»
140
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.