Определение философии, специфика ее проблем. Система философских категорий. Философская антропология. Философия морали, страница 38


В духовной культуре последних столетий прошли доста­точно острые дискуссии, показавшие явную несостоятель­ность двух крайних подходов: попыток утверждать будто вся философия есть история философии и, наоборот, отрицающих тот факт, что история философии является существенным и от­носительно самостоятельным элементом философии. Все это уже в прошлом. В настоящее время разговор идет о том, что история философии может постигаться самыми разнообраз­ными способами. В частности, она может быть осознана как «история философских проблем», как «история философских систем», как «история философских личностей», как «история философских понятий», и, что каждый из подходов представ­ляет собой лишь грань, одну из возможных позиций и перс­пектив осмысления истории философии72.

Главное же в том, что с этого времени история философии стала не только рассматриваться как необходимая и существенная часть философии, но и превращаться, хотя и с большими трудностями, в «философию истории философии». В наибольшей степени этому содействовали работы К. Яспер-са с его важнейшим выводом о том, что «наглядно в ее истин­ном свете мы можем увидеть историю философии только вме­сте со всемирной историей»73, а также исследования М. Хай-деггера и X. Гадамера74.

Помещенное в этой книге Приложение 1 «Основные эта­пы истории философской мысли в европейской культуре...» поможет человеку-лидеру предпринять первое краткое зна­комство с основным содержанием истории европейской фило­софии, увидеть перспективы дальнейшей работы в этом на­правлении.

Таковы основные структурные части современного сис­темного философского знания и краткое описание их сути для практической повседневной ориентации личности.

См.: Перов Ю. В. Проект философской истории философии Карла Яспер-

са. Вступительная статья к книге К.Ясперса Всемирная история философии.

Введение. СпБ., 2000.

Ясперс К. Всемирная история философии. Введение. СпБ., 2000, с.71. См. также Истории философии: Запад-Россия - Восток, в 4-х томах, под.

ред. Н. В. Мотрошиловои и А. М. Руткевича. М., 1996-1999.

139


Выводы.

Разумеется, все изложенное в разделе «Философский ми­нимум для лидера» это только главные контуры величествен­ной и сложной, лабиринтной архитектуры целостного здания философии. Данный текст это скорее карта собственно «фило­софской территории» в основных ее очертаниях с некоторыми разъяснениями и неизбежными комментариями. Она не ставит своей целью и не может заменить собой имеющиеся на этой территории поразительные и содержательные глубины много­образных концепций, а также не меркнущую во времени яр­кость многочисленных интерпретаций, неповторимость пози­ций, имен, взглядов, принципов, понимания силы влияния на современников и на ход событий прошлых и будущих эпох. Но она, безусловно, поможет быстро уяснить, как это сделать при первой же необходимости или при первом же желании. Как и понять, как и где искать ответы на все волнующие в практи­ческой жизни вопросы.

***

На этом можно закончить изложение «Философского ми­нимума для лидера». Как говорили древние: «яариепй &а1! -разумному достаточно!»

140