Философская теория ценностей должна быть признана важнейшей стороной, аспектом, разделом философии, а вместе с этим необходимо признать, что наряду с другими функциями все большее значение в современных условиях приобретает ценностно-регулятивная, аксиологическая функция философии, все проявления которой еще только предстоит осознать.
Обратимся теперь к вопросу о том, что такое ценность, как определяется это ключевое понятие аксиологии.
Следует заметить, что этот вопрос очень трудный. В данной работе не ставится цель разбора всех имеющихся в литературе дефиниций. Они весьма многочисленны. Часто значительно отличаются друг от друга, т. к. предприняты, исходя из разных уровней и аспектов исследования, иногда очень разноречивы даже у одного и того же автора. Поэтому на наш взгляд представляется оптимальным не разбор этих дефиниций и выяснение их достоинств и недостатков, а анализ методологических оснований наиболее типичных из них.
С этой точки зрения вырисовывается следующая картина:
подавляющее большинство авторов, исследующих данный вопрос, определяют ценность через значимость (значение) любого объекта для субъекта. По сути дела в рамках такого же подхода находятся и те, кто определяют ценность через полезность или через систему потребностей. Отметим, что такое расширительное толкование ценностей неизбежно приводит к полному отождествлению ценностного и практического отношения субъекта к миру. Следуя ему, оказывается совершенно невозможным хоть как-то ограничить сферу ценностного отношения субъекта к действительности. Неясным оказываются пути поиска объективного критерия ценностей, выявления их иерархии и принципов взаимосвязи, что привело отдельных авторов к пессимистическим выводам о невозможности вообще конституирования теории ценностей (аксиологии). В действительности же, ценностное отношение человека к миру хотя и является предельно важным, существенным, но представляет собой одну определенную форму отношения между объектом и субъектом и категория ценности есть понятие, отражающее момент взаимодействия, единства субъекта и объекта.
119
Данное понятие в тесной взаимосвязи с другими философскими категориями раскрывает один из существенных моментов универсальной взаимозависимости явлений, а именно - специфику субъективной стороны человеческого познания и действия. Оно выражает в идеальной и объективированной форме отношение человека, класса, группы, общества в целом к определенным явлениям, момент понимания, осознания сущности того или иного явления не в себе, а для нас, для субъекта. Исходя из этого, через ряд острых дискуссий, теоретических споров, все большее признание приобретает такой подход к определению ценностей, который исключает отмеченное выше, предельно расширительное их толкование. То, что ценность имеет значение, обладает значимостью для субъекта, затрагивает его интересы и потребности, совершенно не позволяет утверждать, что все то, что имеет значение -есть ценность. Общественное бытие, конечно же, характеризуется определенной системой ценностей, играющей огромную роль, и вытекающими отсюда ценностными параметрами жизнедеятельности людей, но не сводится к ним. «Общественная жизнь, - утверждал К. Маркс, является по существу практической»62 и с этим нельзя не согласиться.
Практическое же отношение человека к миру не является всецело ценностным отношением, также как и практическая ориентация не обязательно есть ценностная ориентация.
Ценностное отношение субъекта к миру не тождественно всякому практическому отношению его к действительности, так как характеризуется только ему присущей особенностью, а именно - необходимостью для субъекта соотносить свои действия и их результаты с определенными идеалами, образцами, нормами, принципами, а не просто с пользой, выгодой, непосредственной, ближайшей целью, успехом, как это зачастую случается в повседневной жизни. Понимание этой особенности есть необходимое условие адекватного восприятия всего мира ценностей.
Исходя из вышесказанного, представляется естественной и обоснованной позиция тех исследователей, которые настаи-
Маркс К., Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс ф. Соч., т.З, с.25. 120
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.