ных критериев ценностей. Что же касается содержания каждой из трех групп ценностей, то здесь налицо значительное расхождение мнений о входящих в них элементах, более того - очень острые дискуссии относительно правомерности вхождения в систему того или иного ценностного ориентира. Например, большинство авторов в группу социально-политических ценностей включает: мир, мирное существование, социальную справедливость, правовое регулирование всех отношений, взаимопонимание и взаимопомощь, разум, истину и др.
Относительно ряда других компонентов нет не только общего подхода, но существует острая борьба мнений. Например, некоторые авторы убеждены, что такие ценности, как свобода и равенство, в течение столетий воспринимавшиеся как взаимосвязанные, на самом деле несовместимы. Более того, они якобы противоречат друг другу. «В реальной социально-исторической практике приходится выбирать: либо свобода - тогда прощай равенство, либо равенство - и тогда прощай свобода. Равенство губит плюрализм, а свобода его утверждает»64.
Различные подходы проявляются и в отношении системы нравственных ценностей, при анализе которых при всем многообразии мнений выделяются в качестве основных: человеческое достоинство, честь, совесть, долг, ответственность, доброта, человечность и др. Однако, с точки зрения известного немецкого теоретика Р. Левенталя, специально и неоднократно анализировавшего европейскую культуру в целом и ее фундаментальные ценности в частности, таковыми являются: вера в независимость разума, убеждение в неповторимости каждой личности и ее право на это, потребность в законе как средстве регулирования индивидуальной воли и общественной необходимости, осознание достоинства труда65.
Следует заметить, что практически во всех философских исследованиях по этой теме постоянно выражается тревога по поводу современного состояния общественной и индивидуальной морали, в которой под влиянием различных факторов все большую силу набирают отчуждение и безразличие, вульгарный, при-
См.: Идеологический плюрализм: видимость и сущность. М., 1987, с. 175 65 См.: Ьоууепйа! К. ОезеПзсЬайзжЫе! иш! КиНиг^зе. Рг.-а-М., 1980, р.21-36.
125
митивный гедонизм, вседозволенность, крайний индивидуализм и цинизм. Результатом этого является «мозаичное», по выражению А. Тоффлера, общество, лишенное идейного, политического и морального единства, фрагментарность, неполнота бытия как отдельного человека, так и всего общества и угроза их существованию как таковому.
Возвращаясь к основному в аксиологии, отметим, что как все общество, так и отдельный человек стоят перед необходимостью гибкого сочетания, гармонизации всех элементов ценностной структуры. Без этого - неизбежны уродливые гримасы то ли пустого морализаторства, то ли рационалистического бездушия или эстетствующей жестокости.
Нельзя не учитывать, что в теории ценностей присутствует острое столкновение взглядов и там, где речь идет о главных ориентирах общественного и личностного развития, а они, как известно, противоположны: общественная или частная собственность, коллективизм или индивидуализм, демократия или диктатура т. д. Отмечая это, мы с неизбежностью приходим к признанию неоднородности общества, классового его строения, а, следовательно, - существования различных систем ценностей, выражающих жизненные устремления различных классов, групп, слоев общества.
Безусловно, все это так и все эти вопросы крайне важны, однако, в настоящее время все больший вес набирает гуманистическая позиция, согласно которой более существенным для всех людей является вопрос о том, как в теории и на практике преодолевать ценностные конфликты и различия? Поскольку ценности, ценностные ориентации, ценностный выбор активно присутствуют в нашей жизни и определяют наше поведение и наши отношения с другими людьми и с природой, то необходимо через все возможные формы, диалоги, компромиссы находить пути к устранению существующих и зреющих ценностных конфликтов. Как частные, региональные, так и глобальные проблемы современности однозначно ориентируют именно на такой вариант решения этих вопросов. Под их влиянием подавляющее большинство современных философов, социологов, политиков, политологов акцентируют внимание на том, что оптимальным и единственным способом выживания человеческой цивилизации яв-
126
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.