Определение философии, специфика ее проблем. Система философских категорий. Философская антропология. Философия морали, страница 22

;амоутверждением, самореализацией, самовыражением и са-^оутратой еще при жизни55. ^    Одним из главных в этом кратком перечне основопола-

1 дающих базисных характеристик человеческого бытия, кото-а?ые исследует философская антропология, является также по­нимание того, что обоснованное философское знание о чело-доке невозможно без такого же уровня знания об обществе Таким образом, возможная целостность, истинность и полнота | философского учения о человеке неразрывно связана с такими | тке характеристиками философской теории общества. Наибо-| лее известные и оригинальные мыслители, разработавшие до­статочно аргументированные философские концепции челове­к-Сократ, Платон, Аристотель, Августин Аврелий, У. Оккам, Фома Аквинский, Жак Маритен, Н. Гартман, К. Маркс, К. Яс-I перс, М. Хайдеггер, Ж П. Сартр ..

Далее предстоит переход к новому разделу, к знакомству с очень своеобразной и важной частью философского знания -| 'яксиологией. Напомним, что сложные вопросы, которые будут | освещаться в нем, могут трудно восприниматься. Но их весо­мость очень большая, поэтому возможные трудности необхо­димо спокойно преодолеть через специально для этого выде­ляемые как промежуточные, так и итоговые для этого раздела &, выводы.

3. 3. 7. Аксиология

Зов о культуре, зов о мире, зов о твор­честве и красоте достигнет лишь уха укрепленного истинными ценнос­тями

Н.Рерих(1874-1947)

Аксиология - относительно новая, оформившаяся в от-|1 Дельную область философского знания только с середины XX века, область исследования. Это философское учение о духов­ных ценностях личности и общества, о ценностном выборе, о

в

См Лазарев Ф В, Грифонов М К Философия Симферополь, 1999,

С 239-278

107


ценностной ориентации, о существующих системах ценностей, об иерархии ценностей, о критерии ценностей и т. д. Короткий исторический период специальной разработки этих вопросов в какой-то мере объясняет, а, может быть, и оправдывает слабое знакомство с ними многих весьма образованных людей. Впрочем, слабое знакомство скорее касается самопх» понятия и места, кото­рое занимает аксиология в структуре фмлософии. Однако, суще­ство изучаемых аксиологией вопросов м проблем знакомо всем.

Каждое общество в своем существовании и развитии опира­ется на определенную систему духовных ценностей. Они всегда являлись и в настоящее время являются о®им из важнейших показателей степени его самоорганизации, уровня его культуры и исторического прогресса, затрагивают самые глубокие основа­ния всех решений и действий человежа В них фиксируются прежде всего те моменты деятельности людей, которые имеют определяющее значение в их жизни. Поэтому, духовные ценнос­ти всегда играют активную роль, стилиупируя действия людей, выполняя направляющую, организующую я оптимизирующую эти действия функцию.

Истоки проблемы ценностей уходят своими корнями в глу­бокую древность, в начальный период «становления философии и органически связаны с самоопределением и истолкованием предмета философии.

Вовлекая в поле своего специальногю анализа целый ряд уни­версальных, «вечных» проблем, философия, как известно, особое внимание уделяла гносеологии - учениио о дознании, проблеме мышления, проблеме знания и таким его фундаментальным при­знакам как всеобщность, необходимость, истинность, достовер­ность, достаточность оснований и пр.

Дальнейшее изучение природы добываемого человеком зна­ния привело к попыткам осмыслить его» сложность, неоднознач­ность, внутреннюю структурированность и различный «вес» его разновидов в практической деятельности иодей. Специально выделялись прежде всего «знание по фзакгу» и «знание по мне­нию», «знание о сущем» и «знание о дожжнои», или, как их поз­же стали называть, описательные, фвастюгические знания (суждения), с одной стороны, и оценочные, ценностные знания (суждения) - с другой.

108