;амоутверждением, самореализацией, самовыражением и са-^оутратой еще при жизни55. ^ Одним из главных в этом кратком перечне основопола-
1 дающих базисных характеристик человеческого бытия, кото-а?ые исследует философская антропология, является также понимание того, что обоснованное философское знание о чело-доке невозможно без такого же уровня знания об обществе Таким образом, возможная целостность, истинность и полнота | философского учения о человеке неразрывно связана с такими | тке характеристиками философской теории общества. Наибо-| лее известные и оригинальные мыслители, разработавшие достаточно аргументированные философские концепции человек-Сократ, Платон, Аристотель, Августин Аврелий, У. Оккам, Фома Аквинский, Жак Маритен, Н. Гартман, К. Маркс, К. Яс-I перс, М. Хайдеггер, Ж П. Сартр ..
Далее предстоит переход к новому разделу, к знакомству с очень своеобразной и важной частью философского знания -| 'яксиологией. Напомним, что сложные вопросы, которые будут | освещаться в нем, могут трудно восприниматься. Но их весомость очень большая, поэтому возможные трудности необходимо спокойно преодолеть через специально для этого выделяемые как промежуточные, так и итоговые для этого раздела &, выводы.
3. 3. 7. Аксиология
Зов о культуре, зов о мире, зов о творчестве и красоте достигнет лишь уха укрепленного истинными ценностями
Н.Рерих(1874-1947)
Аксиология - относительно новая, оформившаяся в от-|1 Дельную область философского знания только с середины XX века, область исследования. Это философское учение о духовных ценностях личности и общества, о ценностном выборе, о
в
См Лазарев Ф В, Грифонов М К Философия Симферополь, 1999,
С 239-278
107
ценностной ориентации, о существующих системах ценностей, об иерархии ценностей, о критерии ценностей и т. д. Короткий исторический период специальной разработки этих вопросов в какой-то мере объясняет, а, может быть, и оправдывает слабое знакомство с ними многих весьма образованных людей. Впрочем, слабое знакомство скорее касается самопх» понятия и места, которое занимает аксиология в структуре фмлософии. Однако, существо изучаемых аксиологией вопросов м проблем знакомо всем.
Каждое общество в своем существовании и развитии опирается на определенную систему духовных ценностей. Они всегда являлись и в настоящее время являются о®им из важнейших показателей степени его самоорганизации, уровня его культуры и исторического прогресса, затрагивают самые глубокие основания всех решений и действий человежа В них фиксируются прежде всего те моменты деятельности людей, которые имеют определяющее значение в их жизни. Поэтому, духовные ценности всегда играют активную роль, стилиупируя действия людей, выполняя направляющую, организующую я оптимизирующую эти действия функцию.
Истоки проблемы ценностей уходят своими корнями в глубокую древность, в начальный период «становления философии и органически связаны с самоопределением и истолкованием предмета философии.
Вовлекая в поле своего специальногю анализа целый ряд универсальных, «вечных» проблем, философия, как известно, особое внимание уделяла гносеологии - учениио о дознании, проблеме мышления, проблеме знания и таким его фундаментальным признакам как всеобщность, необходимость, истинность, достоверность, достаточность оснований и пр.
Дальнейшее изучение природы добываемого человеком знания привело к попыткам осмыслить его» сложность, неоднозначность, внутреннюю структурированность и различный «вес» его разновидов в практической деятельности иодей. Специально выделялись прежде всего «знание по фзакгу» и «знание по мнению», «знание о сущем» и «знание о дожжнои», или, как их позже стали называть, описательные, фвастюгические знания (суждения), с одной стороны, и оценочные, ценностные знания (суждения) - с другой.
108
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.