3.3. 6. Философская антропология
Надо не оплакивать, не осмеивать человеческие поступки, не огорчаться ими и не клясть их, а понимать
Б. Спиноза (1632-1677)
Философская антропология - (греч. апйтгороз - человек, и 1оё05 - учение, слово) учение о человеке, известно еще с античных времен и составляет весомую часть практически любой философской теории, но как особая философская дисциплина появляется лишь в XX веке.
Философскую антропологию не следует смешивать с одноименным философским направлением, которое пытается ос-йыслить всю философскую проблематику исключительно через «антропологический» подход.
Философская антропология есть неотъемлемая часть философии, и как знание о сущности человека, смысле его жизни, внутренних и внешних детерминантах его существования, базис-йых основаниях человеческого бытия в мире имеет очень длительную историю и самые различные интерпретации. Может бьпъ, это самая «страстная», наиболее эмоциональная страница ; философских исследований.
/ Как в прежние исторические эпохи, так и в настоящее вре-,(-Мя существует огромное количество философских моделей чело-. иска: рационалистическая, натуралистическая, психологическая, ^мистическая, индивидуалистическая, прагматическая и многие ? Другие. Все они при разном содержании окрашены в различ-^ ные тона: оптимистические, пессимистические, презрительные, | Снисходительные, обнадеживающие или подчеркивающие безна-ЬзДежность и бессмысленность человеческого существования.
ЕКак сориентироваться в этой лавине взглядов, подходов, Концепций?
I,, Опыт всей истории человеческой цивилизации показывает,
1^. г
|?то ни одна отдельно взятая концепция человека, имеющаяся в
1йстории философской мысли, не может оцениваться как единственно правильная или как универсальная основа для понима-^ЙИя тайны Человека. Однако, как и в других областях развитого
^
105
системного философского знания, очевидно, главным является кропотливое, взвешенное, опирающееся на науку, выделение наиболее аргументированных идей» подходов, выводов и принципов анализа, истинность которых нашла подтверждение в реальной жизни. Остановимся на некоторых из них.
Прежде всего, это принцип рассмотрения человека как уникального и целостного, но в то же время многоуровневого и многомерного феномена Или канули в Лету, или постоянно демонстрируют свой крах те философские концепции, которые рассматривали человека односторонне - в частности, только как «природное» или только как «социальное» явление, только как злое или как изначально «доброе», исключительно созидательное или только всеразрушающее существо.
Сущность человека уже не может описываться как некий, раз и навсегда данный абсолют. Она представляет собой системное качество, состоящее из многих характеристик, которые формируются в процессе жизни через всю гамму имеющихся связей бытия.
Определяющими среди них являются общественные связи и отношения, совокупность которых и формирует социальные характеристики человека в каждую конкретно-историческую эпоху.
Важнейшей чертой сложной системной сущности человека является ее принципиальная незавершенность, открытость любым другим проявлениям, которая не обрывается для всех без исключения людей их смертностью.
Человек есть одновременно и субъект реального исторического бытия, деятельно производящий и воспроизводящий себя самого и свой мир, и в тоже самое время он - объект, включенный в поток исторического времени, изменяющийся вместе с Историей.
Личностное бытие для каждого человека в его собственном восприятии первично и изначально, оно заполнено не только реальными действиями, но и страхом, одиночеством, безысходностью, отчаянием. При этом перед ним с неизбежностью постоянно встают проблемы однозначного выбора или компромисса между свободой и принуждением, между творческим порывом и адаптацией к наличным условиям, между
106
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.